Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

В.Ю.Михайлов
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЛЕКСОВ
Воронежский государственный университет

При решении задачи обучения с помощью компьютера возникает ряд проблем, которые отсутствуют при обычном преподавании. Одной из таких проблем является вопрос обратной связи. При стандартном обучении, когда в качестве преподавателя выступает человек, обучаемый всегда может задать ему вопрос или попросить подробнее рассказать ему о каком-то элементе излагаемого материала. Часто так происходит, когда преподаватель выражает свои мысли не так, как привык усваивать материал какой-либо обучаемый. В таком случае коммуникация между преподавателем и обучаемым позволяет тем или иным образом обойти этот барьер. При обучении с помощью компьютерных систем студенты, в основном, лишены подобной возможности, что является, пожалуй, наибольшей преградой к более широкому распространению компьютерных обучающих комплексов. Однако компьютерная программа, по сравнению с человеком, имеет не только недостатки, но и достоинства.

Одним из недостатков стандартного обучения является то, что преподаватель должен преподносить материал так, чтобы он был понятен большинству, он не имеет возможности объяснить каждому индивидуально. Именно эта проблема привела к появлению института репетиторов. Репетиторы помогают школьникам переходить из класса в класс, потом поступать в институт и успешно его окончания. При этом репетиторы – это не более квалифицированные ученые, а те же учителя и преподаватели из обычных школ и институтов. Зачастую школьнику помогает его же учитель, а студенту его преподаватель. Днем он учит всех, а вечером объясняет материал тем, мышление которых наиболее отличается от большинства. Компьютерные программы, наоборот, могут работать с каждым обучаемым индивидуально и могут учитывать особенности каждого в отдельности.

Другим недостатком, которым обладает стандартное преподавание, является недостаточная информативность. В стандартный набор инструментов преподавателя входит его голос и доска с мелом. Люди, которые не способны воспринимать сложный материал на слух, оказываются в данной ситуации обделенными. Им приходится тратить дополнительное время и усилия на понимание изложенного материала. Компьютерная программа может предоставить гораздо более широкий спектр средств предоставления информации.

К достоинствам компьютерной обучающей системы также можно отнести доступность. Если стандартные занятия жестко привязаны к определенным пространственным и временным рамкам, то компьютерная программа лишена таких ограничений. Обучаемый может заниматься индивидуально и в удобное для него время. В настоящее время этот фактор является, пожалуй, наиболее основным двигателем развития компьютерных обучающих комплексов. Огромная нагрузка приводит к отсутствию свободного времени уже в школьные годы и со временем только растет. В связи с этим возможность получить требуемы знания с меньшими затратами времени является очень важной.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100