Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

А.Х.Шелепаева
ИНФОРМАЦИЯ - КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
Пермский региональный институт педагогических информационных технологий

Предметом информатики является такое сложное явление как информация. Существует много подходов и концепций понятия «информация», что влечет за собой определенные трудности при рассмотрении ее на уроках информатики в школе. При рассмотрении информации встречаются различные крайние позиции учителей информатики. Когда не рассматривается данное понятие вообще, либо рассматривается на довольно примитивном уровне. Рассмотрим одну из концепций описания понятия «информации».

Коммуникативная концепция понятия «информация» является самой популярной на сегодняшний день (П. Вацлавин, Дж. Бивин, Д. Джексон, В.И. Тюпа и др.). Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии. Проф. В.И. Тюпа в онтологии коммуникации подчеркивал, что: «Личность - это чистый смысл и, подобно всякому смыслу, активизируется лишь при встрече с иным смыслом, для чего ей, собственно говоря, и потребна межличностная среда вещей - знаков. Встречные взаимоактуализации смыслов (а не механическое перемещение информации) и составляют содержание коммуникативных процессов».

Коммуникативный аспект рассмотрения информации можно отнести, по определению Л.В. Выготского, к бытовым, житейским понятиям. В бытовом представлении информация есть знания, сведения, сообщения и т.д. Подобное представление сохранялось вплоть до 20-х годов XX века. Интересными являются определения, данные в словаре С. Ожегова, где информация определяется через сообщения, сообщения и сведения через информацию. И закономерно возникает вопрос: если информация, сведения, сообщения суть одно и то же, зачем использовать разные понятия для объяснения одного и того же явления?

Интуитивно возникает желание разграничить данные понятия. В нашем представлении сведения есть общественные знания, локализованные в знаковой форме на материальных носителях. Сообщения есть те же сведения, но передаваемые в устной форме или иной форме, т.е. участвующие в процессе обмена информацией. Сведения и сообщения содержат нечто, что не является однозначно воспринимаемым разными людьми, т.е. энергия смысла. Именно это нечто является информацией. Тогда знания выступают как сведения об информации.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100