Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

А. Н. Айбазова
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
Карачаево-Черкесский государственный университет

Во всех проявлениях математики учащийся может демонстрировать свое активное, творческое отношение только при одном первоначальном условии: при понимании содержания математических понятий, объектов, мыслей, а средством в этом понимании могут выступать геометрические и графические изображения, даже на более высоких ступенях образования. Подобное понимание роли математического образования в школе, где предусматривается перенос акцента с информационной функции математики на развивающую, осуществляется, опираясь на дидактические принципы решения главной задачи – воспитания творческой, интеллектуально развитой личности, при этом усиливается взаимодействие всех дидактических принципов в реальном процессе обучения, делая их средствами понимания усваиваемых понятий, на основе всей дидактической системы, формируя математическую культуру. Гуманитаризация обучения математике, базирующаяся на формировании математической культуры учащихся, выполняет организующую роль: с одной стороны, влияет на разработку образова

тельных концепций, построение программ, структуру учебного материала, учебников, на отбор методов и форм обучения, а с другой – средствами математики содержание становится истинно гуманитарным, способствующим приобщению школьников к творческой деятельности, развитию их интеллектуальной активности. Об этом и говорится в Законе РФ «Об образовании»: содержание учебных предметов должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», и в частности, оно должно соответствовать «адекватному мировому уровню общей и профессиональной культуры общества; … интеграции личности в национальную и мировую культуру…» [2, c. 14].

Гуманитаризация возможна через формирование математической культуры, а последнее – через понимание, которое, в свою очередь, субъективно и избирательно, оно не сводится к знанию, а возникает в результате выхода за пределы этого знания через оперирование им. И главное в том, что процедура понимания строится не только на логических операциях, как часто аргументируют сторонники дедуктивной системы, она строится на основе простого опыта, чувственного восприятия или языковой идентичности. На эту сторону понимания обратил внимание еще Б. Паскаль, писавший: «… есть слова, которые невозможно определить, и если бы природа не возместила этот недостаток естественным пониманием, которое она дала всем людям, то все наши высказывания были бы смутными; между тем их используют с той же уверенностью и достоверностью, как если бы их объяснили настолько точно, что исключало бы всякую двусмысленность, ибо сама природа без лишних слов нам их дала через понимание более ясное, нежели достигаемое искусством экспликации» [3, c. 213].

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100