Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

Е. Н. Балыкина, С. В. Панов, Л. С. Скакун, С. В. Вайтович
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИЗДАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Белорусский государственный университет
Учреждение образования “Республиканский институт высшей школы”
Национальный музей истории и культуры Беларуси

Информатизация образования предполагает создание специальных обучающих ресурсов (программ), используемых при помощи информационных технологий, компьютерной техники. На рубеже веков начали разрабатываться системы, реализующие гипермедийную форму и форму виртуальной реальности представления данных по определенной методике, опирающиеся на педагогическую теорию, с учетом психофизиологических данных обучаемых, разнообразными заданиями нескольких уровней усвоения, с развитым анализатором ответов обучаемых на основе искусственного интеллекта и базой статистических данных обучения и др. Однако, все эти системы являются замкнутыми, закрытыми, «жесткими», то есть не позволяют обучающему (учителю, преподавателю) изменять или компоновать представленный в системе материал согласно своим целям и задачам. Таким образом, рамки подобных систем, заданные разработчиками, становятся некоторым образом «тесными» для преподавателей и не удовлетворяют всем их требованиям.

Учитывая данное обстоятельство, одним из авторов была разработана концепция электронного образовательного издания (ЭОИ) нового поколения, которая была представлена в Москве на международном конгрессе конференций «Информационные технологии в образовании» в 2005 году и награждена дипломом конференции «За лучший доклад».

Согласно концепции ЭОИ нового поколения применительно к социально-гуманитарным дисциплинам представлено двумя составляющими: образно говоря, условно «жестким» электронным учебником и условно «свободной» творческой мастерской определенной структуры и методикой работы с ними. В свою очередь, электронный учебник (ЭУ) должен осуществлять гипермедийное изложение учебного материала, закрепление и контроль знаний, умений и формирования навыков самостоятельной работы по всей шкале таксономии заданий с определенной методикой; должен быть разработан по определенной технологии проектирования ЭУ с учетом эргономики, модели предметной области, психофизиологических характеристик обучаемых, современного состояния технического и программного обеспечения, на основе определенной педагогической теории. Творческая мастерская представлена мультимедийными ресурсами, банком практических заданий, инструментарием и современными образовательными технологиями, которые могут быть использованы как преподавателями, так и обучаемыми в процессе подготовки к занятиям [1].

Таким образом, концепция предлагает значительно более широкое понимание электронного учебного издания, чем рассмотренное в работах Беляева М. И., Вымятина В. М., Григорьева С. Г. [2], Гречихина А. А., Древса Ю. Г. [3].

Программная реализация предложенной концепции стала возможной благодаря тендеру на поставку программного обеспечения (ПО) для системы общего среднего образования, который впервые проводился Министерство образования Республики Беларусь (МО РБ) в лице учреждения «Главный информационно-аналитический центр МО РБ» весной 2005 г. во исполнение мероприятий республиканской программы «Информатизация системы образования». Основной целью тендера была поставка ПО для системы общего среднего образования РБ, осуществляемая путем заключения договоров на выполнение НИОКР (в случае разработки ПО). Было предложено восемь направлений: электронные учебные средства (ЭУС) по общеобразовательным предметам для 12-летней школы; ЭУС по истории Беларуси; ЭУС по теме «Великая Отечественная война»; обучающе-тестирующий комплекс программ для подготовки учащихся к централизованному тестированию и сдаче вступительных экзаменов в вузы по биологии, русскому, белорусскому и английскому языка; система мониторинга качества образования и др.

От БГУ был предложен пакет документов по трем направлениям: история Беларуси (древность), «Великая Отечественная война», физика, который был рассмотрен наряду с другими тендерной комиссией в августе 2005 г. В качестве критериев отбора наилучшего тендерного предложения были определены цена, соответствие требованиям, гарантии качества, сопровождение, гарантийные обязательства. Авторский коллектив по истории Беларуси был определен тендерной комиссией в качестве разработчика, и осенью были заключены договоры, определен временный научный коллектив. Электронное учебное средство, в котором и была воплощена концепция ЭОИ нового поколения, было создано к 2006 г. Разработанные продукты переданы на апробацию в экспериментальные школы. По завершении апробации и устранении выявленных недостатков планируется поступление ЭУС в школы республики с грифом МО РБ.

Уже на этапе подготовки документов было определено, что электронное учебное пособие “История Беларуси древних времен” предназначено для изучения курса истории первобытного общества на территории Беларуси с древнейших времён до середины V века (включая ранний железный век) в 5-6 классах общеобразовательных школ с 12-летним сроком обучения. Были определены дидактические цели разработки электронного учебного пособия и внедрения его в учебный процесс, которыми стали:

• повышение мотивации к изучению истории Беларуси на основе привлекательности виртуального мира, интерактивности и наглядности;

• активизация учебно-познавательной деятельности школьников на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях путем внедрения инновационных методов (информационных технологий);

• повышение аттрактивности и эффективности обучения.

На первом этапе разработки ЭУС была определена структура содержания и логическая структура. Структура содержания электронного учебного средства базируется на проблемно-модульном принципе в отличие от бумажного учебного пособия, где использован хронологический принцип конструирования содержания. Содержание курса включает в себя следующие темы:

Тема 1. Счет лет в истории. Периодизация первобытного строя на территории Беларуси.

Тема 2. Заселение территории Беларуси древними людьми.

Тема 3. Хозяйственная жизнь древних людей.

Тема 4. Объединения древних людей.

Тема 5. Верования древних людей и первобытное искусство [4].

Каждая из тем представляет собой относительно завершенный модуль учебной исторической информации. Каждый из пяти модулей посвящен: решению проблемы формирования у школьников хронологических умений при счете лет в истории с помощью определений “до нашей эры” и “тысяч лет назад”; изучению особенностей процесса заселения территории Беларуси в древности в связи с нахождением тут ледника; проблеме постепенного освоения первобытным человеком природы посредством осуществления хозяйственной деятельности при переходе от присваивающего к производящему хозяйству; формированию первобытного человеческого коллектива и процессу перехода от материнской к отцовской родовой общине; проблеме возникновения религиозных верований и первобытного искусства.

Алгоритм усвоения учащимися содержания электронного учебного средства определён в соответствии с технологией полного усвоения знаний. Поэтому логически учебно-познавательная деятельность учащихся по каждому модулю организована следующим образом (см. Приложение 1):

- входное диагностическое тестирование по ранее изученному материалу;

- ознакомление с фактическим и теоретическим содержанием учебного материала с использованием гипертекстовых ссылок на понятия и термины и видеорядом;

- закрепление материала посредством работы:

• с кроссвордами по терминологическому аппарату;

• с заданиями по хронологии на основе лент времени (при режиме оказания помощи и возможности перехода к следующему заданию только после достижения правильного ответа);

• с заданиями по исторической картографии с использованием картосхем (при режиме оказания помощи и возможности перехода к следующему заданию только после достижения правильного ответа);

• с интерактивными тестовыми мозаиками, предлагающими на основе собранного изображения выбор правильного варианта ответа (при коррекции неверного) и описание изученного объекта;

• с репетиционным тестированием (при режиме оказания помощи и возможности перехода к следующему заданию только после достижения правильного ответа);

• с игровыми заданиями “собрать рисунок с условием”;

- промежуточный тест-контроль со статистикой правильных ответов, необходимых для оценивания результатов учебной деятельности учащихся по 10-балльной системе, ограниченный по времени и не предполагающий оказания помощи;

- релаксопедию на основе игровых, видео и мультипликационных фрагментов.

Завершается изучение курса итоговым тест-контролем.

Рис. 1.

Рис. 2.

Тестовые задания имеют следующие формы:

• задания, с выбором только одного правильного варианта ответа из четырёх предложенных;

• задания открытой формы, предполагающие ввод с клавиатуры учащимися краткого формализованного ответа, даты, цифры, имени;

• задания на установление соответствия элементов двух множеств с возможным соотнесением только одного элемента из одной колонки с одним элементом из другой колонки (Рис. 1);

• задания на установление правильной последовательности исторических событий, явлений (Рис. 2).

Подобная логическая структура модулей была определена как обязательная для осуществления технологии полного усвоения знаний, выбор форм заданий для закрепления осуществлялся, в том числе, и в соответствие с игровой технологий обучения.

Следует отметить, что подобную структуру имеет первый функциональный блок ЭУС электронный учебник, который включает в своё содержание образовательный минимум и предусматривает изложение, закрепление и контроль знаний учащихся с учетом требований образовательного стандарта. В соответствии с концепцией ЭОИ нового поколения был разработан и второй функциональный блок – творческая мастерская учителя включающий мультимедийные ресурсы, познавательные задачи и задания, дополнительные материалы, ориентированные на выполнение учащимися творческих задач, набор компьютерных инструментариев с методическими рекомендациями по обучению и использованию. Материалы этого блока позволяют сконструировать свой вариант учебных занятий с использованием мультимедиа-презентаций, составлением кроссвордов, созданием тестов и электронных книг.

Структура творческой мастерской (Приложение 2) разрабатывалась как в соответствии с концепцией ЭОИ нового поколения, так и исходя из подобранного для электронного учебника материала. Таким образом, структура творческой мастерской включает следующие компоненты: основной материал, дополнительный материал, программное и методическое обеспечение, современные образовательные технологии. В состав каждого компонента входят материалы, подобранные или использованные в процессе подготовки ЭУС.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100