Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

А.Н. Новосёлова
ЭЛЕМЕНТЫ ЖАНРА НАРОДНОЙ ПЕСНИ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Артемовский институт ДВГУ

Одним из первых близость "Слова" к лирической песне отметил А.С. Пушкин. В "Слове" обычно фольклорное сравнение битвы с жатвой. Поле битвы отождествляется с полевым током и с крестьянским полем, а битва-с обмолотом снопов. Мирная картина молотьбы метафорически подменяется образом кровавой сечи. Образ русских воинов, которые падают под ударами мечей, как подкошенные колосья, изображен автором с огромной силой. Автор "Слова" обращается к народному образу пира, который противопоставляет мир войне, этой же цели служат и женские образы "Слова о полку Игореве" - Ярославны и "красной" Глебовны.

Образ птицы (ласточки, орлицы) широко распространён в народных лирических песнях и перекликается с «плачем». По языческим верованиям кукушка - вещая птица, посвященная богине весны у славянских племен, отголоски поклонения которой сохранились в весенне-летнем обряде похорон кукушки. Судьба князя Игоря неизвестна его жене. Она знает о разгроме войска, но не может его оплакивать, так как этим невольно спровоцирует его реальную смерть. Сохранившийся до 20 века традиционный обряд проводов на войну предполагает, что близкие родственники не должны были плакать, даже слезинки нельзя было уронить, так как "отплакать" можно только покойника, а заранее лить слезы значило обречь рекрута на смерть. Отсюда традиция проводов с залихватскими песнями, плясками под гармонь, которые как бы отгоняли смерть. "Оплакивание" человека, судьба которого неизвестна, противоречила самому мировоззрению древнерусского человека.

Для "Слова" и для лирической песни характерен художественный параллелизм, то есть сопоставление образов мира природы и психологических переживаний автора или героя. Это усиливает лиризм произведения. В народной песне часто употребляются образы-символы. В "Слове" есть образы Девы Обиды, "сокола" - символ героя, "черного ворона" - символ горя и смерти, "птицы-чайки" - образ горюющей женщины, "соловья" - певец, "волка" - символ быстроты, "жемчуга" - символ слез. Сокол - это образ не только защитника русской земли, но и символический образ силы вообще, отваги, молодости. В «Слове» образ сокола как охотничьей, ловчей птицы характеризует именно князей: сокол либо является символом князя, либо князь сравнивается с соколом, уподобляется ему. Сокол- это воин-богатырь, и князь, стоящий во главе своей воинской дружины, и добрый молодец, суженый, выбирающий себе лебедушку -красну девицу. Эта символика характерна для свадебных песен, где опутать птицу, особенно сокола, означает любовную и брачную связь. То же мы видим в «Слове». Другой образ-символ, связанный со "Словом", - это образ соловья - птицы, посланца радости и счастья. Его пение возвещает свет, надежду на лучшее. Отсюда и образ Бояна - "соловья старого времени" - вестника и певца княжеских побед.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100