Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

УДК 004:378
Н.П.Черемисина
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КРАТКИЙ ОБЗОР
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Те, кто будет занимать лидирующие позиции на мировом рынке
производства знаний, умений и компетенций, те и будут обеспечивать
экономическую конкурентность стран и регионов
А. Волков, помощник министра образования и науки РФ

На пороге XXI века ведущие страны мира признали сферу образования основным приоритетом государственной политики. Этому факту способствовало много причин. Одна из главных – беспрецедентный скачок спроса на образование во всём мире. По данным ЮНЕСКО, численность студентов за последние 40 лет выросла в 6 раз. Если в 2000 году в вузах мира учились 82 млн. человек, то в 2015 году студентов будет около 97 млн., а в 2025 году их число перевалит за 100 млн., а общее количество учащихся по всей планете уже дав-но превышает миллиард [1].

Кроме того, кардинально изменились требования к образованию со стороны общест-ва, вступившего в информационную стадию развития. Это означает, что сейчас в сфере обра-зования, как и во многих других областях, основным фактором, стимулирующим изменения, является стремительно возрастающий поток информации. Этот рост происходит такими тем-пами, что прежние методы и сама система образования уже не может с ним справиться. Про-стое увеличение объема осваиваемых знаний приводит к чрезмерному увеличению учебной нагрузки, неблагоприятно сказывается на здоровье учащихся, но при этом не дает желаемых результатов. При таких темпах изменений обновление знаний происходит настолько быстро, что к моменту окончания обучения в вузе полученные студентами знания успевают частично устареть. Таким образом, возникла необходимость постоянного обновления профессиональ-ных знаний - т.е. непрерывного, "пожизненного" обучения.

Формирование современной концепции образования связано с изменившимися пред-ставлениями о научной картине мира и способах познания, произошедшими за последние десятилетия, а также благодаря развитию новых информационных технологий, обеспечи-вающих быстрый и дистанционный доступ к информации и знаниям. Благодаря этому воз-никают новые информационные и педагогические технологии, определяющие новый тип об-разования – тип открытого образования.

В итоговом документе встречи Министров образования стран "Большой восьмерки", которая проходила в апреле 2000г. в рамках саммита, подчеркивалось: "…Стремительный прогресс развития информационных технологий, способствовавших появлению и массовому распространению за последние годы спутниковой и оптической связи, Интернет, усилил по-зиции открытого образования как средства международного общения и получения непре-рывного образования. Совмещение практической профессиональной деятельности и учебы может быть во многом облегчено благодаря развитию открытого образования с использова-нием дистанционного обучения. Применение современных информационных технологий об-легчает доступ к образованию в развивающихся странах. Информационные технологии уве-личивают потенциал человека в разрешении проблем и доступ к информации в школах, на рабочих местах на протяжении всей жизни"[2].

В семидесятые годы была написана масса научных и полемических статей, касаю-щихся тончайших различий между дистанционным обучением, обучением на расстоянии, открытым обучением, гибким обучением и т.д. Эти "героические" времена прошли, и сейчас в Европе (если не в мире) наиболее широко используется термин "Open and Distance Learning" = ODL, которое стремится "впитать" все варианты дистанционного обучения - и начального, и профессионального, и повышения квалификации и т.д. [3].

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100