Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

А.Е. Исаев
РОЛЬ МЕТАФОР ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ
ЕГУ им. И.А. Бунина

МЕТАФОРА (греч. metaphora – перенесение) – перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту [1]. «Метафоры лежат в основе большинства понятийных схем, с помощью которых люди описывают действительность, а также строят свое взаимодействие с ней. Присутствуя в языке любых групп, имеющихся в каждом обществе, они влияют не только на теоретические представления о действительности, но и управляют поведением людей на самых различных уровнях» [2]. Применительно к разработке компьютерных обучающих программ данное понятие можно трактовать как перенос на разрабатываемую компьютерную среду свойств учебной деятельности. Именно метафора является основой любого качественного пользовательского интерфейса.
Методы управления компьютерной системой, экранное окружение должны быть привычными пользователю. Концепция метафор начинает действовать именно в том момент, когда пользователь переносит знания об окружающем его мире в мир компьютерной программы. Примером известнейшей метафоры является рабочий стол, которая реализована на уровне операционной системы. Эта метафора хорошо знакома пользователю, у него не возникает вопросов, где хранятся удаленные файлы или документы и адаптация к интерфейсу происходит без усилий.
Использованием метафоры: во-первых, облегчается понимание и интерпретация изображения на экране; во-вторых, исключается необходимость каждый раз заглядывать в руководство, чтобы узнать, как выполняется то или иное действие, по крайней мере, некоторые действия должны «естественно» следовать из метафоры (например, операция перемещения объекта (файла, пиктограммы и т.п.) на «рабочем столе»); в-третьих, возникает чувство психологического комфорта, характерного для встречи с чем-то хорошо знакомым [3].

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100