Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

А.Н. Костьев, И.В.Михайлова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШАХМАТАМ ИНВАЛИДОВ
В ОТДАЛЕННЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ
Российский государственный социальный университет, Москва

Адаптивное шахматное обучение и воспитание направлено на формирование у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений и навыков; на развитие широкого круга специальных качеств (например, хорошее владение компьютерной техникой). Особое место в этом явлении принадлежит шахматам. Они являются одним из абстрактно-игровых видов спорта, результат в которых определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. Крайне важным в контексте применения шахмат для социально-психологической реабилитации инвалидов является то, что двигательная деятельность здесь не играет практически никакой роли. Именно поэтому шахматы очень востребованы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетной задачей адаптивного шахматного обучения является формирование у занимающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья осознанного отношения к своим силам и способностям.
Сотрудники кафедры педагогики организации шахматной работы РГСУ спроектировали и провели апробацию информационно-коммуникационной технологии дистанционного обучения шахматам лиц с ограниченными физическими возможностями с использованием новых принципов, методов, средств и способов обучения, основанных на применении шахматных компьютерных программ и шахматных ресурсов Интернет. Основными принципами дистанционного обучения являлись организация самостоятельной когнитивной деятельности инвалидов в развитой учебной среде, базирующейся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях и оперативное общение преподавателя и обучающегося с использованием телекоммуникационных средств. Рассмотрим дистанционную и традиционную формы обучения основам адаптивного шахматного спорта инвалидов. Процесс обучения может проводиться под руководством педагога традиционным методом по общепринятой методике, применяемой, например, на базе московской спецшколы-интерната № 31 г. Москвы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; либо осуществляться дистанционно, путем программированного обучения с использованием специально разработанных шахматных компьютерных программ и телекоммуникационных средств по экспериментальной методике. Это позволяет включать в число обучаемых инвалидов из любого региона России. На рисунке 1 представлена принципиальная блок-схема данного эксперимента.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100