Е.Я. Файн, М.Б. Файн, В.П. Филиппенко
ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СОПРОВОЖДЕНИЙ
Южный федеральный университет
Настоящее время выделило методологические проблемы, проявившиеся в процессе внедрения средств мультимедиа в образовательный процесс: возрастание мощности компью-терных средств, расширение их возможностей приводят к все более насыщенной видеоин-формации и… все менее эффективным усвоением знаний, которые этой информацией сооб-щаются.
На протяжении последних лет на физическом факультете Ростовского государствен-ного университета (ныне ЮФУ) мы руководим выпускными квалификационными работами студентов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы». В своем большинстве, эти работы посвящены созданию электронных со-провождений (анимаций) разделов учебников как школьных, так и ВУЗовских по курсу «Общая физика», и лабораторных работ для школьников специализированных классов и сту-дентов естественных факультетов.
Не претендуя на окончательные оценки и абсолютные рекомендации, поделимся соб-ственным опытом:
- при создании учебника, а точнее методического комплекса, необходимо прямо ука-зывать траекторию, обеспечивающую минимальный уровень знаний, навыков, умений, соот-ветствующий оценке «достаточно» или «удовлетворительно»;
- визуализация процесса требует диверсификации:
а) общая информация;
б) основная информация;
в) детализация наиболее важных (для данного явления, опыта) элементов процесса.
- индивидуализация способов подачи информации.
Первое замечание вычленяет проблему выбора новых образовательных приоритетов, выдвинутых современной практикой. Интуитивное понимание необходимости индивидуаль-ных образовательных траекторий, их объединения в «фашины» для различных специально-стей и специализаций, соответствия стандартам, государственным и международным, с од-ной стороны, адаптации к быстроменяющемуся «историческому моменту» с другой, требует подробного неформального обсуждения и выработки критериев, и в настоящий момент на-блюдаются только первые попытки реализации.
Модернизация учебного процесса объективно приводит к возрастающим требованиям к его методическому обеспечению, в особенности к той части, которая касается самостоя-тельной работы учащихся. Признано полезным создание цикла электронных сопровождений к реальным лабораторным работам. Созданы электронные демонстраторы - тренажеры для подготовки к выполнению натурной лабораторной работы. Электронные анимационные мо-дели позволяют самостоятельно углубить понимание процессов и более эффективно провес-ти лабораторную работу. Детализация процессов позволяет ввести в обсуждение реальную физику явления, что существенно расширяет, в частности, базу контрольных вопросов.
В качестве примера приведем небольшую часть экранных страниц электронного со-провождения « Методы регистрации заряженных частиц».
Сделаем два замечания:
- манипуляции с цветом и размером деталей усиливает эффекты фиксации и запоми-нания;
- размещение управляющих кнопок в «неудобной» для большинства пользователей верхней левой части экрана обеспечивает паузы между картинками и клипами, и, надеемся, дает возможность их более спокойного подсознательного восприятия.
Опыт апробации на школьниках ассоциированных с физическим факультетом сред-них учебных заведений и студентах нашего университета показывает, что анимация близкая к компьютерному фильму « а ля природа » приводит к перегрузке количеством информации и подавляющее большинство студентов (или школьников) автоматически отторгает такой вариант передачи сведений. В памяти остается лишь невнятная размытая «картинка». И в этом случае необходимо проводить репрезентативное тестирование для выработки соответ-ствующих критериев.
Более того, оказалось, что «мертвые зоны» на экране индивидуальны. То есть не толь-ко управляющие панели следовало бы подстраивать под личностные особенности, но то же следует делать для окон выделяющих важнейшую информацию.
Наши сегодняшние работы посвящены именно этим проблемам.