УДК – 372.851
Т.В. Рихтер
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
Соликамский государственный педагогический институт
Современное информационное общество призвано решать задачи образования по формированию таких качеств личности как самостоятельность, самообразование, самовоспи-тание, способность к мировоззренческому выбору и компетентному профессиональному действию. Поэтому, поиск новых средств, форм и методов обучения в процессе овладения математикой и в частности геометрией является актуальным и целесообразным.
Беседы со школьными учителями, наблюдения, анализ ответов учащихся на экзаме-нах, зачетах показали, что многие из них усваивают учебный материал поверхностно, фор-мально, обладают непрочными знаниями по предмету, не умеют самостоятельно мыслить, проводить анализ явлений, обобщать, раскрывать сущность новых понятий, выделять глав-ное и второстепенное. Следовательно, задача учителя состоит в формировании такого каче-ства личности, как познавательная самостоятельность и включении его в процесс обучения геометрии как объективно необходимого структурного компонента [4].
Проблемам развития познавательной самостоятельности школьников посвящены ис-следования Н.Г. Дайри, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Б.Г. Иоганзен, И.И. Малкина, О.В. Пе-тунина, П.И. Пидкасистого, Л.М. Пименовой и др.
Познавательная самостоятельность, как качество личности, формируется на основе разнообразных психологических процессов. Проявляясь в решении учебных и практических задач, она в первую очередь связана с мышлением и познанием. Очень часто усвоенный спо-соб деятельности по решению заданий на уровне знаний в одних условиях успешно перено-сится школьниками для решения других задач сначала в аналогичных или частично изме-ненных условиях, а затем и в совершенно новых [3].
Формирование познавательной самостоятельности начинается с выяснения и обобще-ния хода работы при осуществлении каждого познавательного акта, определенных операций и действий. Развитие данного качества связано с последующей отработкой и закреплением отдельных механизмов деятельности, которое обеспечивается следующими процессами: вы-работкой умений, приемов и способов познавательной деятельности, дающих учащимся воз-можность самостоятельно совершать различные интеллектуальные операции и действия; ус-воением принципов творческого использования сформированных механизмов интеллекту-альной деятельности, необходимых для самостоятельного овладения путями решения позна-вательных задач [1].
Из всего вышесказанного следует важность разработки модели геометрической под-готовки школьников, способствующей формированию их познавательной самостоятельно-сти, способности к творческой деятельности и позволяющей каждому получить фундамен-тальное и систематизированное математическое образование.
Под моделью в науке понимают искусственно созданный объект в виде схемы, черте-жа, логико-математических формул и т.д., который, отражает и воспроизводит в более про-стом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта.
Для обеспечения выхода школьников на определенный уровень развития познава-тельной самостоятельности применяется соответствующая педагогическая деятельность, ус-тановление которой определило четыре этапа формирования творческого уровня познава-тельной самостоятельности [2]. Их последовательность и составляет педагогическую модель формирования познавательной самостоятельности, теоретические положения которой спо-собствуют учителю эффективно организовать процесс обучения геометрии, выбирая наибо-лее подходящие методы и приемы (таблица 1).
Таблица 1
Этапы формирования познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения геометрии
ЭТАПЫ | ЦЕЛИ | ЗАДАЧИ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Воспроизводящая самостоятельность | Усвоить и осмыслить образцы основных форм познавательной деятельности | - научить выполнять задания и упражнения по образцу или с простейшим переносом знаний;
- мотивировать необходимость овладения простейшими приемами и навыками познавательной самостоятельной деятельности | - выполнение заданий и упражнений по образцу или с простейшим переносом знаний;
- появление потребности в знаниях и стремления к преодолению затруднений, связанных с использованием простейших ме-тодов познавательной деятельности |
2. Реконструктивно-вариативная самостоятельность | Сформировать умения простейшего переноса знаний и способов деятельности с изменением двух-трех параметров | - научить выполнять задания и упражнения с простейшим переносом знаний и способов деятельности при условии изменения двух-трех параметров;
- мотивировать необходимость овладения навыками познавательной самостоятельной деятельности |
- выполнение заданий с простейшим переносом знаний и способов деятельности при условии изменения двух-трех параметров;
- появление удовлетворения от успешного преодоления познавательных затруднений; - появление первых признаков уверенности при выполнении самостоятельных познавательных действий |
3. Частично-поисковая самостоятельность | Сформировать умения применять опорные знания для сложных переносов образцов познавательной деятельности с использованием широкого круга методов- научить выполнять за-дания и упражнения, тре-бующие переноса знаний в существенно изменен-ные условия;
- развить потребность в самостоятельной позна-вательной деятельности; - способствовать преодо-лению существенных по-знавательных затрудне-ний |
- выполнение заданий и упраж-нений, требующих переноса зна-ний в существенно измененные условия;
- появление активной позиции в овладении знаниями; - появление уверенности при преодолении познавательных затруднений. | |
4. Творческая самостоятельность | Освоить поисково-творческий характер деятельности, проявляющийся в умении нахо-дить более ра-циональный путь решения задачи | - научить выполнять задания и упражнения, требующие нахождения новых путей их решения;
- способствовать развитию стремления к совершенствованию навыков самостоятельной познавательной деятельности |
- выполнение заданий и упраж-нений, требующих нахождения новых путей их решения;
- усвоение более широкого и уг-лубленного круга опорных зна-ний по геометрии; - творческое использование ме-тодов познавательной деятель-ности; - стремление к совершенствова-нию навыков познавательной деятельности; - успешное выступления на олимпиадах, научно-практических конференциях и т.д., участие в научно-исследовательской деятельности. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.
2. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школь-ников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: Дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2002. – 254 с.
3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
4. Пименова Л.М. Развитие самостоятельности как черты личности учащихся старших классов. Автореф. … канд. пед. наук. – Л., 1960. – 19 с.