Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

УДК – 372.851

Т.В. Рихтер
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
Соликамский государственный педагогический институт

Современное информационное общество призвано решать задачи образования по формированию таких качеств личности как самостоятельность, самообразование, самовоспи-тание, способность к мировоззренческому выбору и компетентному профессиональному действию. Поэтому, поиск новых средств, форм и методов обучения в процессе овладения математикой и в частности геометрией является актуальным и целесообразным.

Беседы со школьными учителями, наблюдения, анализ ответов учащихся на экзаме-нах, зачетах показали, что многие из них усваивают учебный материал поверхностно, фор-мально, обладают непрочными знаниями по предмету, не умеют самостоятельно мыслить, проводить анализ явлений, обобщать, раскрывать сущность новых понятий, выделять глав-ное и второстепенное. Следовательно, задача учителя состоит в формировании такого каче-ства личности, как познавательная самостоятельность и включении его в процесс обучения геометрии как объективно необходимого структурного компонента [4].

Проблемам развития познавательной самостоятельности школьников посвящены ис-следования Н.Г. Дайри, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Б.Г. Иоганзен, И.И. Малкина, О.В. Пе-тунина, П.И. Пидкасистого, Л.М. Пименовой и др.

Познавательная самостоятельность, как качество личности, формируется на основе разнообразных психологических процессов. Проявляясь в решении учебных и практических задач, она в первую очередь связана с мышлением и познанием. Очень часто усвоенный спо-соб деятельности по решению заданий на уровне знаний в одних условиях успешно перено-сится школьниками для решения других задач сначала в аналогичных или частично изме-ненных условиях, а затем и в совершенно новых [3].

Формирование познавательной самостоятельности начинается с выяснения и обобще-ния хода работы при осуществлении каждого познавательного акта, определенных операций и действий. Развитие данного качества связано с последующей отработкой и закреплением отдельных механизмов деятельности, которое обеспечивается следующими процессами: вы-работкой умений, приемов и способов познавательной деятельности, дающих учащимся воз-можность самостоятельно совершать различные интеллектуальные операции и действия; ус-воением принципов творческого использования сформированных механизмов интеллекту-альной деятельности, необходимых для самостоятельного овладения путями решения позна-вательных задач [1].

Из всего вышесказанного следует важность разработки модели геометрической под-готовки школьников, способствующей формированию их познавательной самостоятельно-сти, способности к творческой деятельности и позволяющей каждому получить фундамен-тальное и систематизированное математическое образование.

Под моделью в науке понимают искусственно созданный объект в виде схемы, черте-жа, логико-математических формул и т.д., который, отражает и воспроизводит в более про-стом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта.

Для обеспечения выхода школьников на определенный уровень развития познава-тельной самостоятельности применяется соответствующая педагогическая деятельность, ус-тановление которой определило четыре этапа формирования творческого уровня познава-тельной самостоятельности [2]. Их последовательность и составляет педагогическую модель формирования познавательной самостоятельности, теоретические положения которой спо-собствуют учителю эффективно организовать процесс обучения геометрии, выбирая наибо-лее подходящие методы и приемы (таблица 1).

Таблица 1

Этапы формирования познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения геометрии Сформировать умения применять опорные знания для сложных переносов образцов познавательной деятельности с использованием широкого круга методов
ЭТАПЫЦЕЛИЗАДАЧИРЕЗУЛЬТАТЫ
1234
1. Воспроизводящая самостоятельностьУсвоить и осмыслить образцы основных форм познавательной деятельности - научить выполнять задания и упражнения по образцу или с простейшим переносом знаний;
- мотивировать необходимость овладения простейшими приемами и навыками познавательной самостоятельной деятельности
- выполнение заданий и упражнений по образцу или с простейшим переносом знаний;
- появление потребности в знаниях и стремления к преодолению затруднений, связанных с использованием простейших ме-тодов познавательной деятельности
2. Реконструктивно-вариативная самостоятельностьСформировать умения простейшего переноса знаний и способов деятельности с изменением двух-трех параметров - научить выполнять задания и упражнения с простейшим переносом знаний и способов деятельности при условии изменения двух-трех параметров;
- мотивировать необходимость овладения навыками познавательной самостоятельной деятельности
- выполнение заданий с простейшим переносом знаний и способов деятельности при условии изменения двух-трех параметров;
- появление удовлетворения от успешного преодоления познавательных затруднений;
- появление первых признаков уверенности при выполнении самостоятельных познавательных действий
3. Частично-поисковая самостоятельность - научить выполнять за-дания и упражнения, тре-бующие переноса знаний в существенно изменен-ные условия;
- развить потребность в самостоятельной позна-вательной деятельности;
- способствовать преодо-лению существенных по-знавательных затрудне-ний
- выполнение заданий и упраж-нений, требующих переноса зна-ний в существенно измененные условия;
- появление активной позиции в овладении знаниями;
- появление уверенности при преодолении познавательных затруднений.
4. Творческая самостоятельностьОсвоить поисково-творческий характер деятельности, проявляющийся в умении нахо-дить более ра-циональный путь решения задачи - научить выполнять задания и упражнения, требующие нахождения новых путей их решения;
- способствовать развитию стремления к совершенствованию навыков самостоятельной познавательной деятельности
- выполнение заданий и упраж-нений, требующих нахождения новых путей их решения;
- усвоение более широкого и уг-лубленного круга опорных зна-ний по геометрии;
- творческое использование ме-тодов познавательной деятель-ности;
- стремление к совершенствова-нию навыков познавательной деятельности;
- успешное выступления на олимпиадах, научно-практических конференциях и т.д., участие в научно-исследовательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.

2. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школь-ников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: Дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2002. – 254 с.

3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

4. Пименова Л.М. Развитие самостоятельности как черты личности учащихся старших классов. Автореф. … канд. пед. наук. – Л., 1960. – 19 с.



Rambler's Top100