УДК 37.01.687.3
Т.Г.Везиров, М. Д. Ильязова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСК-НИКА ВУЗА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИОЛОГ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СОЦИО-ЛОГИИ» В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Астраханский государственный технический университет
Дагестанский государственный педагогический университет
Качество профессионального образования - сложная многоуровневая и дина-мичная система качеств, ориентированных на обеспечение целостного результата - ка-чества выпускника, которое определяется степенью соответствия целей и результатов образования. Именно цель задает формы, средства, содержание, от цели зависит ход образовательного процесса и, конечно, результат образования. Определяя цели и ре-зультаты образования человека, исследователи в последние десятилетия все большее внимание уделяют единству мотивационно - когнитивных и поведенческих компонен-тов в структуре личности выпускника. Наиболее емким понятием, отражающим это единство, оказались понятия «компетентность» и «компетенция» [3]. Именно компе-тентность будущего специалиста и должна выступать сегодня в качестве основного об-разовательного конструкта модели выпускника.
Концепция модернизации российского образования определяет основу подго-товки специалиста как формирование компетенции.
Проблема постоянного совершенствования модели выпускника любой специ-альности актуальна уже в силу стремления образовательной системы удовлетворять требованиям динамичного общества. Современные условия социально-экономических преобразования предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности выпускников, востребуют их личностные качества. В рамках компетентностного под-хода к целям и результатам высшего образования в качестве основного конструкта мо-дели выпускника должна выступать компетенция/компетентность.
Не менее важным аспектом новизны и актуальности исследования сегодня вы-ступает Болонский процесс, и присоединение к нему России определяет необходимость перехода на общий язык, терминологию, с помощью которой можно было бы описать образовательный процесс. Как известно, основной категорией этого общего языка вы-ступает компетентность/компетенции будущих специалистов.
На наш взгляд, компетентностный подход также позволяет решить некоторые проблемы существующих моделей:
• узкий технократический подход к определению содержания модели будуще-го специалиста [1],
• отсутствие единого смыслового содержания при подборке категорий, отра-жающих те или иные компоненты модели выпускника, это приводит к неопределенно-сти, нечеткости и, как следствие, недиагностичности целей образования, невозможно-сти достоверно оценить качество образования;
• некоторую «однобокость» моделей, которая выражается в том, что «сущест-вующие модели наиболее полно удовлетворяют только профессиональным требованиям, в основном–социально-психологическими, и, с натяжкой, обеспечивают развитие лично-стных и творческих качеств будущего специалиста».
Конкретная задача, на решение которой направлено наше исследование, заклю-чается в том, чтобы построить модель выпускника специальности «Социолог. Препода-ватель социологии» в условиях информатизации образования, основным компонентом которой будет выступать информационная компетентность/компетенция.
В нашем исследовании мы будем опираться на следующее определение: компе-тентность - интегральное качество личности, это успешно реализованная в деятельно-сти компетенция. Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности, на наш взгляд, могут быть представлены следующим образом: когнитивный компонент (знания); мотивационный компонент; аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности); практический (инструментальный) компонент (уме-ния, навыки, опыт деятельности); способности; эмоционально-волевой компонент (са-морегуляция). В этом случае компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определённой сфере деятельности, должен стать действенным с помощью механизмов самоорганизации, саморегуляции.
Компетентность будущего специалиста выпускника вуза в своей видовой струк-туре включает компетентность профессиональную (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности), компетентность социально-психологическую (стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармо-нии самости и социумности) и информационная компетентность (способность инди-вида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информа-ционных и коммуникационных технологий). В свою очередь, каждая из этих компе-тентностей, на наш взгляд, может быть разделена на общие (базовые, ключевые компе-тентности), общие для всех выпускников всех вузов. В структуре компетентности выпускника вуза в условиях информатизации образования отчетливо различаются пять блоков компетентностей:
1) общая профессиональная компетентность,
2) специальная профессиональная компетентность,
3) общая социально-психологическая компетентность,
4) специальная социально-психологическая компетентность,
5) информационно-коммуникационная компетентность.
Модель выпускника строится на основе модели специалиста, а та, в свою оче-редь, на основе модели трудовой (профессиональной) деятельности.
Однако для построения модели специалиста важное значение имеет описание объекта труда. Объектом труда выступает сама профессиональная деятельность социо-лога, представляющая собой систему следующих элементов: предмет труда, средства (орудия) труда, задачи труда, технология трудового процесса, условия организации и управления трудовым процессом. Особенности профессиональной деятельности со-циолога в условиях информатизации образования являются одной из менее изученных областей профессиографирования.
Содержание профессиональной деятельности фундаментальных и академиче-ских социологов, особенности работы социологов-консультантов раскрываются в рабо-тах В.И. Добренькова [2]. В литературе можно также найти информацию о таких про-фессионально важных качествах социологов, как аналитическое и критическое мышле-ние, умение искать информацию, коммуникативные навыки, навыки написания связ-ных текстов, неравнодушие к проблемам общества и др.
Социолог - специалист в области социологии. Определить профессиональные функции социолога мы попытались на основе функций социологии: познавательная, прогностическая, функция социального конструирования и проектирования, организа-ционно-технологическая, управленческая, инструментальная. Мы под «социологиче-ская культура» подразумеваем:
• «признание бесконечной сложности общества на всех его уровнях и во всех его проявлениях»;
• понимание того, что «ни одно социальное действие не затухает бесследно»;
• «определенное дистанционирование гражданского общества и его структур от структур власти».
На основе анализа литературы в рамках исследования нами была предпринята попытка построить схему видов профессиональной деятельности выпускника специ-альности «Социолог. Преподаватель социологии». Мы предположили, что вся система социологического знания и трудовой деятельности человека в этой области может быть разделена на прикладную и теоретическую сферы профессиональной деятельности. Каждая из этих сфер, в свою очередь, включает два вида деятельности – исследователь-скую и педагогическую. В таком случае, виды профессиональной деятельности социо-лога в условиях информатизации образования могут быть представлены следующим образом:
1) теоретическая исследовательская сфера профессиональной деятельности со-циолога;
2) теоретическая педагогическая сфера профессиональной деятельности социо-лога;
3) прикладная исследовательская сфера профессиональной деятельности со-циолога;
4) прикладная педагогическая сфера профессиональной деятельности социоло-га;
5) прикладная информационная сфера профессиональной деятельности социо-лога.
Мы полагаем, что для осуществления каждого вида профессиональной деятель-ности необходимы разные кластеры компетентностей, определение которых необходи-мо для формирования модели социолога.
Одной из компетентностей в условиях информатизации образования является информационно-коммуникационная (ИКТ) - компетентность, которая занимает особое место в модели специалиста-социолога.
Существующие курсы по информатике и информационным технологиям не полностью отражают ИКТ – компетентность социолога.
Нами разработан курс по выбору «Социальная информатика», в котором отра-жены следующие аспекты:
• основные черты и особенности информационного общества, его проблемы и тенденции его становления;
• основные виды информационных ресурсов общества, их роль в социально-экономическом, научно-техническом и духовном развитии общества;
• место и роль человека в информационном обществе;
• социальные аспекты информационной безопасности общества и личности.
Знания в области социальной информатики помогут специалисту –социологу лучше ориентироваться в потоках получаемой информации, а также будут способство-вать развитию у него ИКТ-компетентности.
Исследовательская работа в этом направлении находится на своем начальном этапе (построение гипотетический модели социолога) и будет продолжена, предвари-тельные результаты свидетельствуют об эффективности предложенного подхода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки моде-ли специалиста // Советская педагогика. - №5. – 1977. -С. 100-108.
2. Добреньков, В.И. Социологическое образование и социологическое сообще-ство / В.И.Добреньков //Социологические исследования. 2004. №4. С.113-116.
3. Зимняя, И.Я. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образо-вания // Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.