А.Ю. Попова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ СОШ № 3 г. Белогорска Амурской области
Одна из актуальных проблем школы – отчуждение учащихся от системы нравственных и эстетических ценностей, которые раскрываются через приобщение к художественному миру ли-тературного произведения.
Преодолению этого отчуждения, повышению мотивации к урокам литературы в старших классах способствует проблемное обучение. Это процесс обучения, детерминиро-ванный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодейст-вия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью по усвоению новых знаний и способов действия путем реше-ния учебных проблем.
В практику работы закономерности процесса проблемного обучения претворяю через систему упорядоченной и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, то есть через методы обучения, а также формы учебных занятий.
Одним из уроков в системе проблемного обучения стал урок по литературному крае-ведению «Личность землепроходца Ерофея Павловича Хабарова в документальной и худо-жественной литературе».
Организуя творческую деятельность учащихся на уроке, использовала исследователь-ский метод. Выполнение поставленных проблемных заданий позволило учащимся пройти все этапы процесса исследования:
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
- выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка учебных проблем);
- выдвижение гипотез;
- построение плана исследования, обсуждение методов исследования;
- осуществление плана (выяснение связей изучаемого явления с другими), обсужде-ние способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты творческих отчетов, просмотров и др.);
- формулирование решения, объяснения;
- проверка решения, оформление результатов, их презентация.
Цели урока были сформулированы следующие:
- - знакомство с историей освоения Приамурья, определение основных черт харак-тера исторического деятеля в художественной и документальной литературе;
- активизация мыслительной и творческой деятельности, получение навыков пре-зентации себя и своей работы в различной форме: устной, письменной, с использованием мультимедийных технологий;
- воспитание исторической памяти и любви к родному краю.
Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос: каким предстаёт на страницах исторического очерка А. Алексеева «Одиссея Ерофея Хабарова» и художественного произ-ведения Д. Романенко «Ерофей Хабаров» землепроходец Ерофей Павлович Хабаров?
Любое новое и сложное содержание поддается усвоению только поэлементно и по-операционно. Затруднения учащихся при решении проблемного вопроса были преодолены его расчленением на серию подзадач. Этот этап работы выполнялся с применением в учеб-ном процессе эвристического или частично-поискового метода. Учащиеся работали с иссле-довательской карточкой, предусматривающей пошаговое продвижение к решению проблем-ного вопроса урока.
В ходе урока я использовала распространенную форму эвристической беседы, со-стоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути к решению проблемы.
Моя роль состояла в направлении поиска, последовательной постановке вопросов, а ученики самостоятельно искали решение возникающих на каждом этапе подпроблем. В ходе урока я стремилась представить эталон культуры мышления, к которому им можно будет стремиться. Речь идёт об образце хотя бы внешнего проявления творческой мысли, который показывает учитель. Эти функции выполняет метод проблемного изложения.
Сущность данного метода заключается в том, что учащиеся знакомятся не только с решением проблем и их использованием, но и с логикой самого процесса решения. В отли-чие от информационного, проблемное изложение не только предусматривает восприятие, осознание и запоминание учеником излагаемого материала, но и обеспечивает то, что ученик следит за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролирует ее убедитель-ность.
Сочетание всех трех методов проблемного обучения на уроке приводит к постепен-ному возрастанию самостоятельности учащихся.
В результате исследовательской работы с ключевыми эпизодами учащиеся определи-ли основные черты характера землепроходца Ерофея Павловича Хабарова:
1. Стремление к свободе и справедливости.
2. Прирождённые качества народного вожака.
3. Братское отношение к малым народам, населявшим осваиваемые земли.
4. Защита интересов России.
5. Дальновидность и прозорливость, желание служить Отечеству.
На уроке были представлены самостоятельные работы - проект альбома «Образы сподвижников Е. П. Хабарова в романе Д. Романенко», проект словаря литературного произ-ведения, исследование группы этнографов и группы историков. Эти работы характеризуются самым высоким уровнем проблемного обучения – творческой активностью. Для их выполне-ния потребовалось воображение, логический анализ и догадка. Проекты были выполнены на основе материалов, рекомендованных педагогом, но учащиеся сами определили проблемы, наметили пути их решения с последующей самостоятельной реализацией.
Благодаря проблемному обучению, мои ученики легко принимают ситуацию работы в парах и группах, владеют навыками совместной деятельности, умеют объективно оценивать себя и товарищей, свободно высказываться, аргументировано отстаивать собственную пози-цию, позитивно относятся к этапу рефлексии и анализа.
Убеждена, что проблемное обучение – одно из методических средств повышения ка-чества образования и воспитания сегодняшних выпускников.