Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

УДК 317.124:53

В.Ю.Зырянов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ
МОУ Гимназия №62, г. Кемерово

При обучении физике существует ряд проблем, одной из которых является обучение решению задач. В последнее время результаты обучения физике оцениваются по тому, как учащиеся умеют применять физические знания к решению задач. Решение физической зада-чи предполагает установ¬ление неизвестных связей между заданными и ис¬комыми физиче-скими величинами и определение последних. Установление же необходимых связей между величинами предполагает умение анализировать физическую ситуацию, изложенную в усло-вии задачи. Иными словами, в условии задачи всегда от¬ражено какое-то физическое явление (или совокуп¬ность физических явлений) и для ее решения необходимо не только знать тео-рию этого явления (явлений), но и уметь анализировать заданную в условии задачи физиче-скую ситуацию, связанную с этим явлением (явлениями). Это умение приоб¬ретается на опы-те, в процессе решения задач. Од¬новременно постепенно реализуется достижение более вы-сокой цели — усвоение системы знаний по физике и ее применение к решению задач.

В процессе решения задачи можно выделить следующие этапы.

- Понимание условия.

- Составление рисунка, схемы.

- Выбор нужных формул.

- Расчет числового значения и т. д.

На занятиях, при решении расчетных задач, используются традиционные методы и правила, для различных физических явлений используются алгоритмы, соответствующие данным темам и разделам физики. Обучающиеся не всегда могут применить тот или иной алгоритм, необходимый для решения задачи по данной теме. У школьников возникают раз-личные трудности на любом этапе решения задачи. Для преодоления этих трудностей у школьников учитель задает вопросы, тем самым оказывает помощь при решении.

Как научить школьников самостоятельно решать задачи? Каждый ученик по-своему индивидуален и каждый по-своему решает задачу, испытывает трудности при решении. Но эти трудности являются общепринятыми, по любым разделам и темам физики.

При проведении занятий по физике я использую метод, основой которого является выяснение трудностей при решении задачи и дальнейшее их совместное разрешение. В со-временной образовательной практике особо актуальной является проблема построения инди-видуальной образовательной траектории обучающегося в условиях общеобразовательной школы. Одним из вариантов решения данной проблемы является разработка электронных обучающих ресурсов.

В настоящее время в образовательных учреждениях повсеместно внедряются инфор-мационные технологии. В связи с этим появился новый критерий оценки материала - инте-рактивность и обращенность к рядовому пользователю. Для обучения самостоятельному ре-шению задач мной разработано и создано электронное пособие.

Актуальность разработки пособия, обусловлена такими факторами как:

- Использование информационных технологий.

- Межпредметные связи.

- Индивидуальная образовательная траектория ученика.

- Переход к профильному обучению.

Данное электронное пособие по физике предназначено для учащихся 7-11 классов и преподавателей общеобразовательных учебных заведений и является одновременно спра-вочником и задачником. Его особенность заключается в том, что оно позволяет организовать учебный процесс с учетом индивидуальных темпа, форм и методов освоения содержания об-разования. Использование пособия при организации учебного процесса позволяет формиро-вать у обучающихся навыки самостоятельного решения расчетных задач по физике. Осуще-ствить задуманную работу оказалось возможным с помощью среды разработки приложений Borland Delphi, основанной на языке программирования Object Pascal. Благодаря гибкости языка можно было реализовать все функции, которые изначально предполагалось использовать в программе.

Файловая структура.

В корневом каталоге программы находится папка «HTML», в которой хранятся:

1. Папки с именами 1..N, представляющие собой разделы, отображаемые в содержа-нии. В этих папках находятся файлы «1.htm .. N.htm», являющиеся подразделами.

2. Текстовые файлы, хранящие названия разделов. Имя этих файлов такое же, как у соответствующих им папок, а расширение - “.ini”.

3. Файлы и папки с другими именами, которые напрямую не используются програм-мой.
HTML\
intro\
mechanics\




adds\

0\
1\
2\
N\
1.ini
2.ini
N.ini
1.htm; 2.htm; N.htm

Содержание пособия построено по модульному принципу и полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования по физике.

Все главы снабжены теоретическим материалом. Каждый раздел этих глав включает в себя набор (всего более 90) обучающих задач для решения, снабженных подсказками-рекомендациями и указаниями (около 500), необходимых, для того чтобы самостоятельно решить задачу по физике.

Отличительной особенностью данного пособия является то, в нем содержатся задачи при решении которых, ученик не просматривает готового решения и не использует традици-онные алгоритмы решения.

Подбор задач соответствует принципу: от более простой к более сложной.

После теоретического материала в каждом разделе приведены «Советы к решению за-дач», а также «Примеры решения задач» (около 30 примеров решения задач). Каждый раздел заканчивается контрольными задачами (всего более 80). Контрольные задачи составлены по тому же принципу, что и тренировочные задачи. В каждой главе приведены ответы для обу-чающих задач, а также ответы на контрольные задачи.

Электронное пособие снабжено методическими рекомендациями по его использова-нию. В методических рекомендациях предложены критерии оценивания контрольных задач.

Новизна работы заключается в следующем:

- Пособие построено по модульному принципу.

- Решение задач, не предоставляется в готовом виде, а имеется возможность ис-пользовать рекомендации для ответа на возникающие вопросы.

- Пособие является теоретическим справочником и сборником задач.

Структура программы организована просто, понятно и доступно любому ученику, по-этому ей могут пользоваться школьники с различным уровнем владения компьютером.

Практическая значимость пособия состоит в возможности использования его учащи-мися и преподавателями общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев, кол-леджей для подготовки и проведения занятий любой формы, кроме того, и во внеурочной деятельности. Кроме того, для теоретических занятий, практикумов по решению задач, элек-тивных курсов, для подготовки учащихся к олимпиадам, а также при подготовки к итоговой аттестации.



Rambler's Top100