Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

Т.Г. Самохвалова
РЕЙТИНГОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ
МОУ Гимназия №1 г. Нерюнгри

Учитель химии на вопрос «Чем Вы в первую очередь занялись бы с учениками, если б появилось несколько свободных уроков?» непременно ответил бы: провел инте-ресный опыт, решил олимпиадную задачу, организовал исследовательскую работу, подробно и глубоко обсудил результаты эксперимента. Ведь чаще всего на уроках хва-тает времени «вычитать» материал, показать демонстрационные опыты, провести прак-тические работы, предусмотренные программой.

Профильное обучение и его вариативная часть дают шанс и учителю, и ученику на компенсацию обозначенных проблем.

Создание элективного курса – непростая работа. Мы пробуем себя в качестве ав-тора, занимаемся поиском и разработкой новых технологий, позволяющих эффективнее использовать потенциал элективных курсов в учебном процессе.

Немало вопросов возникает при разработке форм контроля и итоговой аттеста-ции обучающихся. В гимназии элективные курсы проводятся во второй половине дня, и это является дополнительной нагрузкой для ученика. Поэтому немаловажно, чтобы на занятиях была спокойная обстановка, где каждый мог бы задать вопрос, получить консультацию, проявить себя и, конечно же, получить реальный результат. Для обеспе-чения объективной оценки успехов, творческой и ритмичной работы, создания допол-нительных стимулов для каждого ученика я применяю рейтинговую систему оценива-ния на элективных курсах.

Рейтинговая система особенно подходит для учащихся старших классов, учиты-вая их возрастные и психологические особенности. В 9 классе идет бурный процесс становления личности, когда учебу подростки рассматривают, как способ проявить свои возможности, выделиться, обратить на себя внимание одноклассников. Эта систе-ма, как никакая другая, отражает количество вложенного учеником труда в большей степени, чем его способности.

Элективный курс «Основы аналитической химии».

Предназначен для обучающихся 9 класса (профильный уровень изучения хи-мии).

Основное содержание курса разбито на 3 модуля. Модуль содержит:

- теоретический материал;

- практикум;

- тестирование (текущее, итоговое);

- защита проектов.

Учитель, основываясь на результатах тестирования по модулю, может отслежи-вать вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения. Эти вопросы учитель может обсу-дить на занятиях или предложить индивидуальную помощь учеников-консультантов.

Полученные баллы за все виды учебной деятельности суммируются и перево-дятся в традиционную пятибалльную систему, чтобы подвести итоговую аттестацию по элективному курсу.

Свой рейтинг ученик может повысить дополнительно с помощью творческих работ:

- реферат;

- реферат с защитой;

- защита проекта;

- разработка тестов;

- выпуск предметной газеты.

С помощью рейтинга виден уровень каждого ученика на любом этапе обучения, поэтому он легко может определить как «близко» или «далеко» ему до оценки, на кото-рую он рассчитывает. Как показывает практика, в группе всегда найдется несколько учеников, которые заинтересуются собственным проектом, темой реферата. Их работы могут найти свое продолжение в Малой Академии Наук. Проекты «Качественный ана-лиз вод различных источников г. Нерюнгри», «Биологически активные вещества в ле-карственных растениях Якутии», с которыми ученики представляли гимназию на науч-но-исследовательской конференции «Шаг в будущее» имели своё начало на электив-ном курсе. Так рождаются будущие химики – экспериментаторы.

Другие ученики не любят проигрывать и работают по максимуму, что тоже не-маловажно в современных условиях. А некоторые кропотливым трудом балл за баллом соберут свой рейтинг, доказав себе и всем, что они «сделали это»!

Рейтинговая оценка в процессе обучения позволяет:

- обеспечить высокий мотивирующий потенциал;

- уменьшить стрессовые ситуации при аттестации;

- сделать обучение индивидуально-ориентированным;

- достичь не мнимой, а реальной объективности оценивания.

Важно заинтересовать ученика, стимулировать его, чтобы он самостоятельно учился работать, подходил к делу творчески. Использование элементов рейтинговой системы в вариативной части создает реальные условия для личностно-ориентированного подхода к обучению.



Rambler's Top100