Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

УДК 372.853

Н.В. Ларионова
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
МОУ Лицей № 15, г. Саров

Одной из теорий развивающего обучения является концепция теоретического обоб-щения (В.В.Давыдов), возникшая в 70-х годах прошлого века [1], [2]. Основным положением данной концепции является обоснование необходимости формирования современного спо-соба мышления и научного мировоззрения. Задача развития научно-теоретического мышле-ния учащихся в процессе обучения физике с необходимостью требует усвоения физических понятий на уровне теоретических обобщений.

В.В.Мултановский развил представление о теоретических обобщениях применитель-но к обучению физике в школе. Опираясь на работы В.Ф.Ефименко [3], В.В.Мултановский выделяет 4 уровня теоретических обобщений: понятия, законы, теория, ФКМ [4].

Ряд исследователей [5-8], занимаясь проблемой формирования теоретических обоб-щений при изучении физики в средней и высшей школах, уделяют особое внимание физиче-ским принципам. Они утверждают, что ядром теоретических обобщений при обучении фи-зике должны являться физические принципы и выделяют различные системы физических принципов.

Анализ работ по методологии физической науки [3, 9-11] и исследований по методике преподавания физики [5-8] приводит к выводу об отсутствии единого подхода к выделению системы принципов. В данной ситуации актуальна проблема классификации физических принципов по единому критерию.

Опираясь на работы отечественных методологов [9, 11] и исследования Н.С.Пурышевой [12], целесообразна следующая классификация физических принципов:

1) общенаучные методологические принципы – принципы, которые в настоящее вре-мя имеют общенаучный статус;

2) общие физические принципы – физические принципы, которые проявляются во всех физических теориях;

3) частно-предметные физические принципы – физические принципы, используемые в какой-либо конкретной физической теории.

Отличительной чертой предлагаемой классификации является то, что в её основу по-ложен единый критерий – сфера действия физического принципа.

Рассмотрим предложенную нами систему физических принципов на примере кванто-вой механики. В данном конкретном случае она примет следующий вид:

1) общенаучные методологические принципы – принцип соответствия, принцип до-полнительности, принцип причинности, принцип симметрии;

2) общие физические принципы – принцип суперпозиции;

3) частно-предметные физические принципы – принцип неопределённости, принцип тождественности, принцип Паули.

Следует отметить иерархический характер предлагаемой типологии. Это отражается не только в том, что область применения физических принципов уменьшается по мере про-движения вниз, но и в том, что физические принципы «высших» уровней отражаются и кон-кретизируются в физических принципах «низших» уровней. Так, например, принцип супер-позиции, характерный в том или ином виде для всех фундаментальных теорий и позволяю-щий результат сложного процесса представить в виде суммы эффектов, вызванных каждым воздействием при условии их независимости, конкретизируется в квантовомеханическом принципе суперпозиции, в котором проявляется своеобразие описания состояний систем микрочастиц в квантовой механике с помощью ?-функции. Общенаучный принцип допол-нительности (утверждающий, что объект в разных условиях познания, в разных эксперимен-тальных и теоретических системах может и должен изучаться с помощью различных прямо-противоположных категорий и понятий) проецируется в физике на общефизический прин-цип дополнительности (для воспроизведения целостности физического явления или объекта необходимо его описание с помощью различных физических методов, подходов и теорий), а в квантовой механике находит своё выражение в корпускулярно-волновом дуализме и прин-ципе неопределённости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972.?424 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. ? М.: ИНТОР, 1996.?541с.

3. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. – М.: Педа-гогика, 1976. 224 с.

4. Мултановский В.В. Проблемы теоретических обобщений в курсе физики средней школы: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1978.

5. Корнев Г.П. Теоретические обобщения в методике решения задач. ? Новосибирск, НГПИ,1981.

6. Леонова Н.А. Методика реализации содержания фундаментальных принципов фи-зики в системе профессионального педагогического образования в педвузе: Дисс. … канд. пед. наук. Тольятти, 1997. ? 189 с.

7. Марков В.Н. Генерализация учебного материала по оптике, атомной и ядерной физике на основе квантовой теории в средней школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1982. ? 17 с.

8. Санчес Солорсано Оралия Использование принципа суперпозиции в курсе физики средней школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1990.?16с.

9. Методологические принципы физики / под ред. Б.М.Кедрова и Н.Ф.Овчинникова. – М.: Наука, 1975. ? 512 с.

10. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1987. ? 127 с.

11. Симанов А.Л., Стригачев А. Методологические принципы физики: Общее и осо-бенное.— Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. ? 219 с.

12. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е.Каменецкий, Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская и др.; Под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. ? 368 с.



Rambler's Top100