Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

Л.М.Поддубко
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА
Никопольский межшкольный центр трудового обучения и технического творчества

Педагог-дизайнер представляет авторскую методику экологического воспитания школьников с использованием элементов этно-дизайна.

Экологическое образование в начале III тысячелетия стало необходимым эле-ментом гармоничного развития всего человечества. Основным стратегическим направ-лением развития экологического образования сегодня является разработка научных ос-нов и учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования на основе Национальной доктрины развития образования в XXI столетии, достижений ук-раинской и зарубежной педагогической практики.

В Никопольском межшкольном центре трудового обучения и технического творчества, который находится в Днепропетровской области, экологическое воспита-ние школьников проходит во внеурочное время с применением средств и методов ди-зайна, то есть через творческую деятельность воспитанников кружка дизайна. Руково-дителем кружка создано несколько оригинальных методических разработок, в которых акцент делается на утилитарное, практическое познание мира. Перерабатывая, исполь-зуя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят загрязнению своего дома, двора, горо-да.

Например, главной идеей проекта «Вперед – в прошлое!» является возрождение народных культурных традиций, формирование у подрастающего поколения заинтере-сованности и уважения к художественному промыслу, культурным ценностям и насле-дию украинского народа. Нововведением при этом стало использование в качестве сы-рья современного искусственного материала.

Влияние народного искусства на человека следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: утилитарным – изделия, необходимые в быту; праздничным – некоторые предметы и их орнаментальное украшение связаны с опре-деленной системой представлений, обычаев, верований; эстетическим – целью украше-ния жилища, вещи, одежды является единство творчества человека и вселенной, един-ство с историей народа.

Плетение из лозы – это одно из старинных ремесел. Оно возникло гораздо рань-ше гончарства и занимало значительное место в жизни наших предков. Из веток де-ревьев строили жилища, хозяйственные постройки, делали ограждения, детские колы-бели, короба для саней и повозок, мебель, игрушки и посуду. Плетение является пред-шественником ткачества. Первые коврики и одежда, которые были сплетены из трав, - это прообраз современных тканей.

Плетеные изделия очень красивые, а главное – полезные. Самым распростра-ненным предметом из лозы были корзины. К сожалению, сегодня искусство плетения из природных материалов находится в упадке. Сейчас плетеные вещи в быту встреча-ются все реже. А раньше в богатых домах даже существовала мода на плетеную ме-бель. Простой народ вообще не обходился в хозяйстве без корзин, сундуков, колыбелей и пр.

Лозоплетение – это часть исторического и культурного развития человечества. Ремесло, которое зародилось еще в древности, всегда было тесно связано с чудом, то-гда как действия, предполагавшие преобразование материала, приобретали символич-ный смысл, происходили в процессе ритуала. Намного позднее в сельских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от стариков – детям во время непосредственного наблюдения и демонстрации. Сегодня, в условиях городской цивилизации эта преемственность прервалась. Сохранить традицию, восстановить от-сутствующее звено в наследовании ремесленного и художественного опыта – одна из целей проекта «Вперед – в прошлое!».

В помещении кружка дизайна заготавливать и хранить ивовые прутья достаточ-но сложно. Поэтому автор предлагает использовать современный искусственный мате-риал – бумагу. Почему в переработку выбрана именно бумага? Потому, что в природе она разлагается от 2 до10 лет. Потому, что старые газеты и журналы имеются в каждом доме, и они отнимают у людей жизненное пространство. Потому, что во всем мире су-ществует проблема мусорных свалок, и бумага там занимает не последнее место.

Мусором заполнены наши города. Украина стоит на первом месте в Европе по загрязнению отходами. Мусор уже некуда девать, но из года в год он увеличивается еще на 1 миллиард тонн. Это очень плохо! В данном проекте сделана попытка, возрож-дая народную культуру и традиции, хоть немного улучшить экологическую ситуацию. Следует учитывать, что совершенствование души происходит через отношение челове-ка к природе и поэтому экологический кризис – это также и кризис культуры. К тому же, без знакомства подрастающего поколения с национальными видами художествен-ной деятельности не состоится гармоничное развитие школьников. Руководителем кружка дизайна составлена методическая разработка «Вперед – в прошлое!», где вне-дрена идея переработки, вторичного использования такого ценного материала, как бу-мага, что в некоторой степени будет способствовать очищению окружающей среды.

«Лозинки», которые делаются из бумаги, имеют свойства, как настоящего иво-вого прутика, так и соломы. Поэтому имеет смысл объединять приемы работы с обои-ми этими природными материалами. Это также расширяет перечень изделий, которые можно выполнить из бумажных лозинок во время занятий в кружке.

Чтобы начать работу, каждый воспитанник кружка сам готовит для себя матери-ал – бумажные лозинки. Для этого нужно разрезать газету или журнал на длинные по-лоски и скрутить их в трубочки. Один конец такой трубочки узкий, а другой – широ-кий. Благодаря этому во время плетения можно легко удлинять рабочую лозинку.

Существует несколько традиционных способов плетения. Младшие кружковцы начинают обучение с плетения косичек двух видов: двухконцовой и трехконцовой. По-том из них изготавливают подставки под горячую посуду. Каждый ребенок выбирает комфортный, присущий именно ему ритм работы, а педагог имеет возможность обес-печить индивидуальный подход в обучении.

Воспитанники второго года обучения изучают способы «простое сплошное пле-тение» и «веревочка». Таким образом выполнены почти все изделия, предложенные в методразработке «Вперед – в прошлое!». Главное то, что ни простую, ни сложную вещь нельзя сделать без любви к своему делу, без творческого подхода к нему. Творче-ство начитается с желания что-нибудь сделать своими руками. Делать, значит, созда-вать. Творчество – это выход из будничного течения жизни, подъем на ступеньку выше, открытие в себе новых возможностей. Те, кто встает на путь созидания, постепенно приближаются к вершинам искусства. Возможно, не всем суждено достигнуть его вы-сот, но творческий процесс возвышает и совершенствует каждого человека.

В начале темы кружковцы знакомятся со всем перечнем изделий: от простых до сложных. Правилом является то, что нельзя забегать вперед, не выполнив одно из зада-ний. Нежелательно пропускать какие-либо изделия, если мечтаешь действительно нау-читься, а не только «сделать и забыть». Кроме эстетического аспекта, искусство плете-ния является очень полезным для школьников: развивает мелкую моторику рук, при-учает к аккуратности и внимательности, знакомит с конструированием. Творческая деятельность дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, дисциплиниру-ет, способствует поднятию самооценки, способности осознавать свои ощущения и чув-ства, развивает дизайнерское мышление.

Характерной чертой современного дизайна является возвращение к ручным тех-никам. Утилизация вторичного сырья и использование экологически чистых материа-лов также занимают особое место в дизайн-деятельности. Сегодня невозможно зани-маться дизайном, не учитывая экологический фактор. Важно не только проектировать изделия с учетом экологических требований, но и активно заявлять об этом.

Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если его правильно воспитали и ознакомили с традиционными видами на-родного художественного творчества, пусть даже с применением новых, современных материалов. Методическая разработка «Вперед – в прошлое!» является составной ча-стью авторской программы «Кружок экодизайна» (2007), которая была создана в соав-торстве с Заслуженным художником Украины, членом Национального союза художни-ков Украины, доцентом кафедры дизайна Запорожского Национального технического университета Демиденко Александром Ивановичем. Программа кружка экодизайна предполагает создание школьниками полезных самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент сделан на воспита-ние у школьников способности именно утилитарного, практического познания мира с дальнейшим его преобразованием.
img src="17_2.jpg"

Девиз кружка экодизайна, который работает в Никопольском межшкольном центре трудового обучения и технического творчества: «Сделаем чистым наш мир!» Присоединяйтесь!

ЛИТЕРАТУРА:

1. З-н України „Про позашкільну освіту” // Урядовий кур’єр. 2000, № 25.

2. Концепція екологічної освіти України // Директор школи. - 2002. - № 16. - Квітень.

3. Концепція Державної цільової програми розвитку національного дизайну на 2007-2011 роки (Проект) // Сайт Спілки дизайнерів України http://www.design.org.ua/documents.php, п.3.6.

4. http://www.ecoteco.ru/index.php?id=851 (Анонс программы «Кружок экодизай-на»)



Rambler's Top100