Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

Н.В. Жаркова
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
Мордовский государственный педагогический институт

Во все времена геометрии отводилась особая роль в воспитании и обучении юного поколения. Именно геометрия всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной ча-стью человеческой культуры, являясь ключом к образованию системы мышления, способной адекватно и гармонично воспринимать и познавать окружающий мир. Поэтому поиску но-вых эффективных методик преподавания геометрии уделяется большое влияние. Одной из таких методик можно считать методику преподавания геометрии с использованием новых информационных компьютерных технологий, которая позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифици-ровать занятия, а главное – совершенствовать самоподготовку обучающихся.

Компьютерные технологии обучения – это совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств теле-коммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Основные функции компьютерных технологий в учебном процессе заключаются в том, что компьютер может выступать как объект изучения и как средство обучения. Первая из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно ис-пользовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью. Второе направление видит в компьютере мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.

Следует отметить, что в настоящее время некоторые учителя-новаторы осуществляют активную деятельность по разработке методики использования компьютера на уроках гео-метрии. Однако большинство учителей, осознавая необходимость использования компьюте-ра при введении геометрических понятий, решении задач и доказательстве теорем, редко ис-пользует компьютерные средства на своих уроках. При этом чаще всего их применение сво-дится лишь к демонстрации презентаций, составленных учителем в программе MS Power Point. Проведенные исследования выявили, что основными причинами низкого показателя проведения уроков геометрии с компьютерной поддержкой являются следующие:

1) отсутствует хорошо разработанная методика использования компьютера на уроках геометрии;

2) отсутствуют необходимые компьютерные программы;

3) для учителей более привычна методика обучения геометрии без компьютерных технологий;

4) в школах мало компьютерных классов.

Проблема компьютерного обучения всегда находилась в центре внимания педагогов. Однако интерес к ней возрастает, поскольку изменение социальных условий жизни привело к пересмотру взглядов различных ученых на цели и содержание компьютерных технологий как средства развития личности. Для успешного внедрения компьютерного обучения в пре-подавание геометрии важно не только обеспечение учебных заведений современной компь-ютерной техникой, но и решить несколько более важных проблем. Для этого необходимо от-ветить на ряд вопросов:

- какие информационные технологии способствуют повышению качества обучения геометрии;

- какие способы и методы информатизации обучения геометрии способствуют ин-тенсификации процесса обучения геометрии;

- использование каких программ позволяет более наглядно и красочно изучать гео-метрию.

При создании компьютерных средств обучения необходимо также учитывать и пси-хологические основы применения компьютера на уроке. Исследования, проводимые психо-логами, зафиксировали следующие положительные аспекты индивидуальной работы учаще-гося с компьютером:

• развитие интереса к предмету, аккуратности, самостоятельности, способности к анализу и обобщению;

• облегчение усвоения абстракций и появление возможности их конкретизировать в виде наглядных образов, схем, моделей, рисунков;

• стимулирование мыслительной деятельности и творческой активности обучаемых.

При этом выявлены также и негативные факторы обучения с использованием компь-ютера:

• при составлении компьютерной программы трудно учесть многообразие индиви-дуальных черт каждого ученика и оригинальность человеческого мышления;

• при соблюдении норм работы учащихся с компьютером сложно в короткое время действия компьютерной программы заложить все психолого-педагогические аспекты реше-ния той или иной дидактической задачи.

Таким образом, при планировании урока геометрии с компьютерной поддержкой учи-тель должен в первую очередь овладеть компьютерной грамотностью, для того чтобы уметь решать проблемы, возникающие в связи с использованием компьютера в процессе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. В.А. Далингер Компьютерные технологии в обучении геометрии // «Информатика и образование» №8, 2002.

2. В.Н.Дубровский Стереометрия с компьютером // «Компьютерные инструменты в образовании» N6, 2003.

3. Г.М. Коджаспирова Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 352с.



Rambler's Top100