Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

УДК 681.518 (075.8)

Е.В. Антипов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО АСИНХРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ФГОУ ВПО "Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт"

Новые образовательные технологии направлены на обеспечение непрерывности и ус-корения образования, как средства информационного обмена, что достигается с помощью автоматизации технологий получения, обработки и распространения информации. В соот-ветствии с принципами автоматизации образование должно идти по пути максимального уп-рощения и ускорения передачи знаний, используя все последние достижения как в области технологий обработки объекта передачи (информации) – вычислительные технологии, так и в области обработки субъекта передачи (человека) – различные психофизические методы ак-тивизации связей сознания с подсознанием. А освобождающиеся при этом материальные и временные ресурсы направлять на следующий объект совершенствования – психофизиче-ское состояние личности, развитие которого в современных условиях образования является своеобразным факультативом, зависящим от личных качеств и энергии отдельных препода-вателей.

Менталитет современных студентов и школьников формировался полуразрушенной системой общего образования в период сложных социально-экономических и морально-нравственных изменений общества, в атмосфере повышенного нервного напряжения и стрессов, которые не могли не сказаться на их психическом и умственном развитии, а нрав-ственная дезориентация – на мотивации к обучению, что особенно проявилось у детей из ма-лообеспеченных и малообразованных семей. Кроме того, совпавшее с переходным периодом бурное развитие средств массовой информации и развитие информационных технологий привело к количественному и качественному изменению предмета обучения, увеличившему нагрузку на психику как объектов обучения (студентов), так и субъектов обучения (препо-давателей). В связи с изменением объектов, субъектов и предмета обучения образовательные технологии, основанные на старых теориях, в современных условиях оказываются малоэф-фективными и возникает необходимость разработки новых образовательных технологий, ос-нованных на более глубоком исследовании психики человека и автоматизации процессов об-работки и передачи информации.

В процессе автоматизации традиционное синхронное обучение, требующее совпаде-ния обучающего и обучаемого во времени и пространстве, преобразуется в асинхронное обу-чение, при котором обучаемый встречается с виртуальным обучающим (его записью) в вир-туальном пространстве в любое время, в любом месте, реализуя, таким образом, один из принципов дистанционного обучения. При этом обучение остается, в принципе, очным (от слова «очи»), так как и обучаемый и обучающий могут и видеть, и слышать друг друга, но не одновременно, а асинхронно.

Современная психология показывает, что человеческое подсознание способно усваи-вать всю информацию, поступающую по каналам восприятия. Но извлечь эту информацию можно лишь по каналам связи подсознания с сознанием, для создания которых служат эмо-циональные импульсы, привлекающие сознание к объекту восприятия.

В соответствии с принципами нейролингвистического программирования наибольшая эффективность передачи информации достигается при задействовании всех информацион-ных каналов – аудиальных, визуальных и кинестетических (тактильных, обонятельных, вку-совых). Идеальный тренажер при этом выглядит как аппаратно-программный симулятор виртуальной реальности, управляющий нужным образом движениями обучаемого, аудиаль-но комментирующий эти действия и визуализирующий весь процесс, используя эмоциональ-ные импульсы по всем трем каналам для активизации сознания и создания связей его с под-сознанием. Такие тренажеры уже разрабатываются, и соотношение цена/качество их посто-янно улучшается, как во всей отрасли информационных технологий.

Современное развитие компьютерных технологий большинства вузов позволяет пе-рейти от традиционного бумажного и текстового уровня асинхронного обучения на уровень более активного аудиовизуального обучения на базе учебно-методического видеокомплекса (ВидеоУМК), сохраняющего структуру традиционного УМК из аудиовизуального курса лек-ций и практикума, которые могут находиться в компьютерном классе общего доступа или на веб-сайте института. Для контроля знаний предлагается также видео-тестирование и видео-экзамены, представляющие собой самостоятельно сделанные студентами видеоответы на во-просы и записи процесса выполнения заданий, которые могут сдаваться преподавателю на электронных носителях или присылаться по электронной почте, сжатые до состояния, доста-точного для идентификации голоса и лица, возможно в формат мобильных телефонов 3gp с помощью конвертера (например, ImToo_3gp_converter) и проигрывателя (mpegablePlayer). Видеозаписи могут быть сделаны двумя способами – либо с помощью видеокамеры (вебка-меры) – непосредственная запись реальных объектов, либо видеозапись виртуальных копий реальных объектов (фотографий, рисунков, схем) с экрана монитора компьютера, сопровож-даемая звуковым комментарием – с помощью специальных программ записи экрана. Самый простой способ создания аудиовизуальной лекции – добавить в визуальную презентацию (например, в программе MS PowerPoint) звуковые файлы-комментарии к каждому слайду. Очевидно, что первый вариант используется при отсутствии пригодных виртуальных копий реальных объектов, так как второй вариант имеет больше преимуществ по материальным за-тратам, по качеству видеозаписей и их размерам, что имеет большое значение для дистанци-онного обучения на базе сети Интернет. Программы записи экрана записывают все, что ото-бражается на экране монитора и звучит при этом в микрофон. Достаточно иметь наглядный материал в своем компьютере – и вы можете легко записать видеолекцию, при необходимо-сти используя в качестве традиционной доски любой графический редактор. Учитывая, что во многих предметных областях все больше используется компьютерных программ, с про-граммой записи экрана будет гораздо проще объяснять методику работы с ними. Среди та-ких программ можно выделить uvScreenCamera, которую можно бесплатно получить с сайта разработчиков uvsoftium.com. Она позволяет записывать все, что происходит на экране, включая движения курсора мыши, нажатие клавиш клавиатуры и звук в компактный файл с расширением exe, открывающийся на любом компьютере без дополнительных установок. Программа обладает простым интерфейсом и не имеет особых требований к аппаратному и программному составу компьютера.

Можно записывать аудиовизуальные лекции непосредственно во время проведения лекций с визуальными презентациями, если при этом вести звукозапись (стандартной про-граммой ОС Windows или MP3-плеером) и добавлять ее потом в статичные визуальные презентации, либо использовать программу записи экрана и звука для динамичных визуаль-ных презентаций, затрачивая, таким образом, минимум времени на создание простейшего аудиовизуального курса. При этом отмечу, что существующие программы проецирования экрана преподавательского компьютера на компьютеры студентов (в частности, NetOp) по-зволяют проводить презентации в гораздо более удобном для восприятия виде, чем при ис-пользовании больших экранов или проекторов, равных по стоимости компьютерному классу, который гораздо функциональнее них. Видеокурс в дальнейшем можно совершенствовать с помощью программ–видеоредакторов (Windows Movie Maker, Pinnacle Studio, Adobe Premier), повышая его эмоциональное воздействие на обучаемых чередованием сцен, музы-кальным сопровождением, спецэффектами, превращая его в драматическое произведение по силе воздействия, а следовательно, и усвоения материала. Аудиовизуальные практикумы, повышая свою интерактивность на основе Flash-технологии, должны превратиться в увлека-тельные игры с мощным активизирующим сознание действием. Вот на такую творческую работу преподавателя и будет уходить время, освобождающееся благодаря замене синхрон-ного обучения асинхронным. Образно говоря, к сегодняшнему образованию театрального вида, когда преподаватель играет свою роль вживую, должно добавиться образование кине-матографического интерактивного вида с его массовостью, конкуренцией и, следовательно, высоким качеством (со своими кинозвездами и блокбастерами) и вознаграждением.

Переход на асинхронное аудиовизуальное обучение позволяет повысить качество са-мостоятельной работы студентов и увеличить ее долю относительно аудиторной работы, что приведет к снижению нагрузки на аудиторный и, вообще, материальный фонд и администра-тивные службы вузов. С другой стороны, асинхронное обучение вызовет увеличение доли научно-методической работы относительно аудиторной в нагрузке преподавателей, что должно привести к бурному развитию научно-образовательных технологий и, аналогично научно-технической революции XX века, к научно-образовательной революции XXI века, о необходимости которой так много говорили информатики, и которая давно назрела, так как «низы» (студенты) уже не хотят учиться устаревшим технологиям по устаревшим техноло-гиям, а «верхи» (преподаватели) уже не могут обучать как физически, не успевая обрабаты-вать нарастающий поток информации, так и психологически, осознавая свою неактуаль-ность.



Rambler's Top100