Е.В. Антипов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО АСИНХРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ФГОУ ВПО "Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт"
Новые образовательные технологии направлены на обеспечение непрерывности и ус-корения образования, как средства информационного обмена, что достигается с помощью автоматизации технологий получения, обработки и распространения информации. В соот-ветствии с принципами автоматизации образование должно идти по пути максимального уп-рощения и ускорения передачи знаний, используя все последние достижения как в области технологий обработки объекта передачи (информации) – вычислительные технологии, так и в области обработки субъекта передачи (человека) – различные психофизические методы ак-тивизации связей сознания с подсознанием. А освобождающиеся при этом материальные и временные ресурсы направлять на следующий объект совершенствования – психофизиче-ское состояние личности, развитие которого в современных условиях образования является своеобразным факультативом, зависящим от личных качеств и энергии отдельных препода-вателей.
Менталитет современных студентов и школьников формировался полуразрушенной системой общего образования в период сложных социально-экономических и морально-нравственных изменений общества, в атмосфере повышенного нервного напряжения и стрессов, которые не могли не сказаться на их психическом и умственном развитии, а нрав-ственная дезориентация – на мотивации к обучению, что особенно проявилось у детей из ма-лообеспеченных и малообразованных семей. Кроме того, совпавшее с переходным периодом бурное развитие средств массовой информации и развитие информационных технологий привело к количественному и качественному изменению предмета обучения, увеличившему нагрузку на психику как объектов обучения (студентов), так и субъектов обучения (препо-давателей). В связи с изменением объектов, субъектов и предмета обучения образовательные технологии, основанные на старых теориях, в современных условиях оказываются малоэф-фективными и возникает необходимость разработки новых образовательных технологий, ос-нованных на более глубоком исследовании психики человека и автоматизации процессов об-работки и передачи информации.
В процессе автоматизации традиционное синхронное обучение, требующее совпаде-ния обучающего и обучаемого во времени и пространстве, преобразуется в асинхронное обу-чение, при котором обучаемый встречается с виртуальным обучающим (его записью) в вир-туальном пространстве в любое время, в любом месте, реализуя, таким образом, один из принципов дистанционного обучения. При этом обучение остается, в принципе, очным (от слова «очи»), так как и обучаемый и обучающий могут и видеть, и слышать друг друга, но не одновременно, а асинхронно.
Современная психология показывает, что человеческое подсознание способно усваи-вать всю информацию, поступающую по каналам восприятия. Но извлечь эту информацию можно лишь по каналам связи подсознания с сознанием, для создания которых служат эмо-циональные импульсы, привлекающие сознание к объекту восприятия.
В соответствии с принципами нейролингвистического программирования наибольшая эффективность передачи информации достигается при задействовании всех информацион-ных каналов – аудиальных, визуальных и кинестетических (тактильных, обонятельных, вку-совых). Идеальный тренажер при этом выглядит как аппаратно-программный симулятор виртуальной реальности, управляющий нужным образом движениями обучаемого, аудиаль-но комментирующий эти действия и визуализирующий весь процесс, используя эмоциональ-ные импульсы по всем трем каналам для активизации сознания и создания связей его с под-сознанием. Такие тренажеры уже разрабатываются, и соотношение цена/качество их посто-янно улучшается, как во всей отрасли информационных технологий.
Современное развитие компьютерных технологий большинства вузов позволяет пе-рейти от традиционного бумажного и текстового уровня асинхронного обучения на уровень более активного аудиовизуального обучения на базе учебно-методического видеокомплекса (ВидеоУМК), сохраняющего структуру традиционного УМК из аудиовизуального курса лек-ций и практикума, которые могут находиться в компьютерном классе общего доступа или на веб-сайте института. Для контроля знаний предлагается также видео-тестирование и видео-экзамены, представляющие собой самостоятельно сделанные студентами видеоответы на во-просы и записи процесса выполнения заданий, которые могут сдаваться преподавателю на электронных носителях или присылаться по электронной почте, сжатые до состояния, доста-точного для идентификации голоса и лица, возможно в формат мобильных телефонов 3gp с помощью конвертера (например, ImToo_3gp_converter) и проигрывателя (mpegablePlayer). Видеозаписи могут быть сделаны двумя способами – либо с помощью видеокамеры (вебка-меры) – непосредственная запись реальных объектов, либо видеозапись виртуальных копий реальных объектов (фотографий, рисунков, схем) с экрана монитора компьютера, сопровож-даемая звуковым комментарием – с помощью специальных программ записи экрана. Самый простой способ создания аудиовизуальной лекции – добавить в визуальную презентацию (например, в программе MS PowerPoint) звуковые файлы-комментарии к каждому слайду. Очевидно, что первый вариант используется при отсутствии пригодных виртуальных копий реальных объектов, так как второй вариант имеет больше преимуществ по материальным за-тратам, по качеству видеозаписей и их размерам, что имеет большое значение для дистанци-онного обучения на базе сети Интернет. Программы записи экрана записывают все, что ото-бражается на экране монитора и звучит при этом в микрофон. Достаточно иметь наглядный материал в своем компьютере – и вы можете легко записать видеолекцию, при необходимо-сти используя в качестве традиционной доски любой графический редактор. Учитывая, что во многих предметных областях все больше используется компьютерных программ, с про-граммой записи экрана будет гораздо проще объяснять методику работы с ними. Среди та-ких программ можно выделить uvScreenCamera, которую можно бесплатно получить с сайта разработчиков uvsoftium.com. Она позволяет записывать все, что происходит на экране, включая движения курсора мыши, нажатие клавиш клавиатуры и звук в компактный файл с расширением exe, открывающийся на любом компьютере без дополнительных установок. Программа обладает простым интерфейсом и не имеет особых требований к аппаратному и программному составу компьютера.
Можно записывать аудиовизуальные лекции непосредственно во время проведения лекций с визуальными презентациями, если при этом вести звукозапись (стандартной про-граммой ОС Windows или MP3-плеером) и добавлять ее потом в статичные визуальные презентации, либо использовать программу записи экрана и звука для динамичных визуаль-ных презентаций, затрачивая, таким образом, минимум времени на создание простейшего аудиовизуального курса. При этом отмечу, что существующие программы проецирования экрана преподавательского компьютера на компьютеры студентов (в частности, NetOp) по-зволяют проводить презентации в гораздо более удобном для восприятия виде, чем при ис-пользовании больших экранов или проекторов, равных по стоимости компьютерному классу, который гораздо функциональнее них. Видеокурс в дальнейшем можно совершенствовать с помощью программ–видеоредакторов (Windows Movie Maker, Pinnacle Studio, Adobe Premier), повышая его эмоциональное воздействие на обучаемых чередованием сцен, музы-кальным сопровождением, спецэффектами, превращая его в драматическое произведение по силе воздействия, а следовательно, и усвоения материала. Аудиовизуальные практикумы, повышая свою интерактивность на основе Flash-технологии, должны превратиться в увлека-тельные игры с мощным активизирующим сознание действием. Вот на такую творческую работу преподавателя и будет уходить время, освобождающееся благодаря замене синхрон-ного обучения асинхронным. Образно говоря, к сегодняшнему образованию театрального вида, когда преподаватель играет свою роль вживую, должно добавиться образование кине-матографического интерактивного вида с его массовостью, конкуренцией и, следовательно, высоким качеством (со своими кинозвездами и блокбастерами) и вознаграждением.
Переход на асинхронное аудиовизуальное обучение позволяет повысить качество са-мостоятельной работы студентов и увеличить ее долю относительно аудиторной работы, что приведет к снижению нагрузки на аудиторный и, вообще, материальный фонд и администра-тивные службы вузов. С другой стороны, асинхронное обучение вызовет увеличение доли научно-методической работы относительно аудиторной в нагрузке преподавателей, что должно привести к бурному развитию научно-образовательных технологий и, аналогично научно-технической революции XX века, к научно-образовательной революции XXI века, о необходимости которой так много говорили информатики, и которая давно назрела, так как «низы» (студенты) уже не хотят учиться устаревшим технологиям по устаревшим техноло-гиям, а «верхи» (преподаватели) уже не могут обучать как физически, не успевая обрабаты-вать нарастающий поток информации, так и психологически, осознавая свою неактуаль-ность.