Н.В. Тимошкина, М.Г. Гучапшева
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ
ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственныйуниверситет
им. Коста Левановича Хетагурова»
По мере внедрения современных информационных технологий в образование про-исходит изменение культуры учебного заведения и роли преподавателя в учебном процес-се. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консульта-ционная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога. В усло-виях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой студентам современ-ными технологиями, возрастают требования к профессиональной подготовке преподава-теля в области основной и смежных учебных дисциплин. На данный момент большинство преподавателей испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием мультимедийных информационных ресурсов в обучении, который обычно маскируется сомнениями относительно педагогических воз-можностей названных средств и технологий. Иногда такая недооценка объясняется по-верхностным знакомством с сущностью процессов информатизации образования и недос-таточной компетентностью педагога в использовании компьютера в учебном процессе.
Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения – давно решен положительно. Мультимедийные технологии позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию студентов, являются мощным средством обучения и познания. Преподаватель, занимающийся подготовкой педагогических кадров, должен не только знать, но и владеть современными технологиями обучения, ведущими из которых являют-ся компьютерные. Мультимедийные технологии позволяют реализовать все возможные способы представления структурированной информации. Благодаря применению в муль-тимедийных продуктах одновременного воздействия графической, аудио и визуальной информации эти средства обладают большим эмоциональным зарядом. В связи с этим мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и вос-приниматься различными людьми, и теми, кто предпочитает учиться посредством чтения, и теми, кто более восприимчив на слух, и теми, кто выбирает учёбу с использованием ви-део. Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышения мотивации обучения. Главное же преимущество мультимедиа состоит в возможности ис-пользования интерактивного взаимодействия преподавателя-лектора как с программно-аппаратным средством, предполагающим обмен текстовыми командами и ответами, так и одновременно со студенческой аудиторией – задавать вопросы, следить за эмоциональной обратной связью, останавливать изображение на экране.
На основании вышесказанного, решение проблемы внедрения и использования мультимедийных технологий в учебный процесс при подготовке педагогических кадров для Северной Осетии становится приоритетной задачей в условиях модернизации этноре-гиональных образовательных систем.
Важнейшим нормативным документом, изданным Министерством образования и науки РФ в области информатизации образования является Федеральная программа «Раз-витие единой образовательной информационной среды». В этом документе поставлены следующие задачи, которыми мы предполагаем руководствоваться в ходе выполнения данного исследования:
1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных элек-тронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями.
2. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кад-ров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
В связи с чем, для образовательных учреждений приоритетными сегодня являются проблемы: а) поиск путей создания, распространения и обоснованного внедрения в учеб-ный процесс современных электронных материалов; б) подготовка педагогических кад-ров, способных эффективно использовать в учебном процессе новые информационные технологии.
Основные подходы, которые предполагается использовать в ходе исследования:
- сохранение традиционных принципов обучения;
- разработка и внедрение методов обучения с учетом специфики взаимодействия в системе «человек-компьютер»;
- создание форм обучения, оптимально подходящих для применения компьютерной техники в образовательном процессе;
- соответствие методов и приемов обучения с использованием компьютерных тех-нологий системным характеристикам вычислительной техники;
- обязательное соблюдение соответствующих эргономических и санитарно-гигиенических норм.
Несмотря на использование информационных и телекоммуникационных техноло-гий в образовании, до сих пор остаются нерешенными вопросы выбора оптимальной сис-темы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области новых информационных технологий и эффективного использования преподавателями электрон-ных учебных материалов и учебников. Эффективность использования электронных обу-чающих материалов, электронных учебников и средств мультимедиа в обучении исследу-ется в работах Ю.С.Брановского, Ю.С.Деранже, А.Л.Левитина, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.И.Солдаткина, В.П.Тихомирова и др. Однако, на сегодняшний день многие проблемы разработки и использования новых информационных технологий не решены как в теоре-тическом, так и практическом аспектах. Можно констатировать, что в образовательном процессе недостаточно используются возможности компьютерных технологий, поскольку преподаватели не владеют ими или владеют на низком уровне. Анализ психолого-педагогических источников и практика использования мультимедийных технологий в пе-дагогическом образовании позволяет нам сформулировать целый ряд противоречий меж-ду:
а) повышением требований социального заказа к качеству профессиональной под-готовки специалиста на основе новых информационных технологий и недостаточной под-готовленностью педагогических кадров в этой области;
б) существующими научными предпосылками информатизации образования и не-достаточной разработанностью теоретических аспектов осуществления процесса повыше-ния квалификации преподавателей вуза в области компьютерных технологий;
в) традиционными видами учебно-методического обеспечения образовательного процесса и потребностью практики в инновационных формах предоставления и обработки информационных материалов.
Данные противоречия, а также особенности социальных процессов, происходящих сегодня в условиях модернизации этнорегиональной системы образования, определяют актуальность выбранного нами исследования. На первом этапе было решено создать ди-дактическую модель первичного усвоения знаний студентами, основанную на применении мультимедийных средств обучения, разработать структуру и содержание мультимедийно-го программно-методического комплекса (МПМК), необходимого для оптимизации обра-зовательного процесса с использованием компьютерных технологий. МПМК должен включать в себя: электронные комплекты лекций, учебно-методические пособия, автор-ские программные продукты, базу заданий для самостоятельной работы студентов, спра-вочники и базы данных по дисциплине, в том числе и Internet-ресурсы, контролирующие тесты.
На втором этапе – отработать методику использования МПМК в учебном процессе: организационно-технический и кадровый аспекты. Создание и использование мультиме-дийного программно-методического комплекса в процессе преподавания той или иной дисциплины, позволит педагогу организовать процесс обучения на таком уровне, который будет способствовать повышению мотивации учения и позволит управлять познаватель-ной деятельностью студентов в условиях столь широкой информационно-предметной среды.
Исследование осуществляется при финансовой поддержке РГНФ, проект №08-06-37603 а/Ю
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гапонова С.А., Мартынова Н.А. Зависимость динамики психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации. //Психологический журнал, том 24, №6, 2003. – С. 86-94.
2. Вакулюк В., Семенова Н. Мультимедийные технологии в учебном процессе. //Высшее образование в России, №2, 2004. – С. 101-105.