Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

Н.В. Шестакова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Удмуртский государственный университет

Проблема повышения качества обучения студентов-заочников продолжает оставаться актуальной и в настоящий момент – в начале 21 века. Это обусловлено наличием нескольких противоречий. Например:

- между масштабным стремлением большого количества людей получить высшее профессиональное образование и их неспособностью сформировать и проявить профессио-нальную компетентность в выбранной области в полной мере;

- между законодательно установленными льготами, предоставляемыми лицам, со-вмещающим учёбу в высшем учебном заведении с работой (например, предоставление от-пуска для сдачи государственных экзаменов на 1 месяц, а для подготовки и защиты диплом-ного проекта на 4 месяца, право на сокращённую рабочую неделю и так далее), и настоящим положением вещей, при котором студенты не имеют положенные им по закону льготы. Это противоречие в нашей стране появилось в перестроечное время, в начавшуюся эпоху рыноч-ных отношений, когда работодатель диктует свои жёсткие условия, и которые работающие студенты вынуждены принимать, чтобы не оказаться без работы. Следовательно, студент-заочник отводит своей учёбе значительно меньше времени, что также сказывается на качест-ве его образования;

- между необходимостью овладеть большим объёмом учебного материала в предельно сжатые сроки и неумением студентов организовать в этом направлении свою самостоятель-ную работу;

- между необходимостью учитывать педагогом при организации учебного процесса специфику заочного обучения (при отборе содержания учебного материала, выборе опти-мальных методов обучения, способов управления самостоятельной работой студентов и кон-троля) и неполным соблюдением этого условия.

Следует подчеркнуть, что интерес к заочному образованию в настоящее время отнюдь не уменьшается, а, наоборот, растёт, особенно к получению второго высшего профессио-нального образования по сокращённой форме обучения, которое в условиях новой системы хозяйствования является платным. На обучение в сокращённые сроки принимаются лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Это требование приводит к тому, что студенты-заочники, получающие первое высшее или второе высшее профессиональное образование на платной основе, представляют собой особый контингент студентов в отличие от студентов-заочников, обучающихся в течение нормативных сроков обучения не только очной, но и за-очной форм обучения. Они старше по возрасту, иногда очень значительно; многие имеют семьи; студенты ко времени учёбы имеют определённый социальный статус, обладают про-фессиональным опытом. Эти социально-педагогические особенности студентов-сокращёнников также должны учитываться при организации обучения в содержательном и процессуальном планах. К сожалению, это не всегда имеет место в наших вузах, и многие студенты неуютно чувствуют себя в роли «первоклашек».

Заочное обучение по сокращённой форме имеет ещё одно противоречие. Лица, с выс-шим профессиональным образованием, желающие получить второе высшее, но никак не свя-заное с первым, имеют примерно одинаковый срок обучения, в течение которого им пред-стоит овладеть знаниями и развить свои умения в совершенно другой области в том же объ-ёме, что и студенты, имеющие за спиной среднее професиональное образование. Такая си-туация, регламентированная Государственным образовательным стандартом высшего про-фессионального образования, неумолимо ведёт к снижению качества обучения в области за-очного образования.

Особо следует остановиться на проблеме языкового заочного образования. Необхо-димость существования заочной формы обучения в области изучения иностранных языков определяется не снижающимся спросом со стороны общества, которое выражается в жела-нии достаточно большого количества людей получить высшее языковое образование в рам-ках непрерывного профессионального образования, а также с целью реализации своих лич-ных потребностей. Но если о качестве заочного образования всегда бытовало не самое луч-шее мнение, то о качестве языкового заочного высшего образования тем более. Специфика языкового образования, которая традиционно подразумевает обучение языку в процессе по-стоянной коммуникации на языке, использование особого учебно-методического обеспече-ния ставит под сомнение возможность овладения языком на том уровне, который определя-ется требованиями Государственного стандарта. Особенно это касается тех студентов, кото-рые получают второе высшее профессиональное образование.

Обозначив некоторые проблемы заочного образования на современном этапе, необхо-димо отметить, что одни из них носят внешний характер (спрос общества на конкретные об-разовательные услуги, обусловленный экономическим развитием страны, несоблюдение за-конности в области предоставления льгот обучающимся в вузе без отрыва от производства) и внутренний, связанный с процессом самого обучения (научно-обоснованное распределение часов в рамках базового учебного плана, отбор содержания предметного обучения, обеспе-ченность соответствующими особенностям заочного образования учебно-методическими ма-териалами, управление самостоятельной деятельностью студентов и организация контроля). Последние являются педагогическими по своей сути и способам решения.

Проектирование содержания обучения в сфере заочного образования на научной ос-нове является одним из путей повышения его качества. Оно предусматривает разработку пе-дагогической модели учебного процесса в целом и по отдельным дисциплинам. В процессе проектирования создаётся система взаимосвязи элементов проектируемого объекта, прибли-жает педагогический замысел к его предметной реализации.



Rambler's Top100