Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.


И.В.Серебрякова
ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
КОНСТРУИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

За последнее десятилетие в России в развитии общества и экономики произошли серьёзные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом и стремительным ростом потоков информации. Перемены затронули и систему образования. Сегодня образование должно выступать средством достижения значимых для человека целей, создающих условия для расширения и реализации жизненного потенциала, обеспечивать его благополучие в быстро изменяющемся мире и давать подготовку к жизни в обществе, где экономика опирается на постоянно обновляющиеся знания.

В условиях информационного общества необходимо обеспечить переход от накапливания информации к развитию мышления и умению самостоятельно выстраивать своё образование. Учить нужно не только знаниям, которые могут понадобиться человеку в его будущей жизни и деятельности, но и методам мышления, так как умён не тот, кто всё знает, а тот, кто умеет многое извлечь из имеющейся информации (Л.Н. Ланда) [4]. Усвоение учебного материла необходимо направить в первую очередь на развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Обучение представляет собой коммуникативный процесс, который характеризуется постоянной обработкой взаимных потоков информации в специфическом педагогическом контексте. Наиболее целенаправленная и продуктивная переработка учебной информации в сознании учащихся происходит при выполнении учебных заданий. «Если задание осилено, - утверждает И.Ю.Абелева – значит, сделан очередной шаг от… незнаемого к … знаемому, от неполного знания к более полному» [1]. Учитель при этом обязан помочь ученику справиться с выполнением заданий. По мнению Б.П.Есипова, эта помощь выражается в инструктировании учащихся, когда учитель даёт им задание, а также не исключает использование во время выполнения заданий учащимися направляющих приёмов на их самостоятельные действия [3]. Искусство педагога здесь заключается в установлении оптимальной меры помощи ученику и в обеспечении надёжной и оперативной обратной связи.

Предлагая учебное задание учащимся, учитель часто не задумывается над корректностью его формулировки, рассчитывая, вероятно, на то, что они воспримут вопрос однозначно и «догадаются», о чём их спрашивают. Однако на практике приходится сталкиваться с иными ситуациями: учащийся не может правильно выполнить задание, так как не понимает, что хочет услышать от него учитель, или учитель считает ответ учащегося на задание неверным, поскольку сам предполагал иной ответ. Чтобы избежать подобных проблем, важно уже в самом учебном задании установить границы информационной точности ответа.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты




Rambler's Top100