Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

Е.П. Паклина
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ
Гимназия №5 г. Новосибирск

«Мышление обычно начинается с проблемы, или вопроса, с удивления или недоразумения, с противоречия.» (С.Л. Рубинштейн.)

Первым вопросом для учителя является вопрос о целеполагании обучения, т.е. вопрос «зачем учить?». Исходя из ответа на этот вопрос, выстраиваются ответы на вопросы «чему учить» (содержание предмета) и «как учить?» (с помощью каких технологий, методов, приемов,…). Цели и содержание образовательных программ сводятся к тому, чтобы научить детей определенным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Практические работы по информатике в значительной степени сводятся к освоению технических приемов при работе с оборудованием и стандартными программными продуктами (текстовый редактор, электронные таблицы, система управления базами данных (СУБД), мастер презентаций, браузер, графический редактор, среда программирования…).

При таком подходе мы фактически обучаем детей по принципу «слушай, смотри, запоминай и повторяй». Возможно, краски здесь несколько сгущены, но все же часто в процессе преподавания информатики процессы запоминания преобладают над процессами мышления.

Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Проблемная ситуация (ПС) с точки зрения психологической науки – это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий. Первоначально работа ученика состоит из знакомых ему шагов и приемов работы. Задания построены учителем так, что проблема сама возникает по ходу деятельности ученика, вызывает в нем искреннее недоумение «Почему не получается?». Появляется личная заинтересованность и внутренняя потребность ученика разобраться в данной проблеме. Вот эти возникшие эмоции включают дополнительное внимание к задаче, заставляют вновь и вновь проверить, на каком шаге и почему появляется неразрешимая ситуация. Будем помнить, что обстановка, создаваемая проблемной ситуацией, всего лишь создает среду и состояние личной заинтересованности ученика. На этой благодатной для учителя почве можно достигать несколько целей:

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100