Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

О. В.Коршунова
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПО ФИЗИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Вятский государственный гуманитарный университет

В научной литературе определение компетентностного подхода дается в самом общем виде как «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [1]. Рядовому учителю трудно связать знания и умения, которые до сих пор были основным результатом и ориентиром в обучении с новым понятием «компетентности». При смене образовательной парадигмы, определении Стратегии модернизации образовательной сферы, федеральных компонентов стандартов по предметам, происходит смена приоритетов: основным результатом обучения признается формирование у обучающихся способности к решению различного рода проблем при использовании имеющихся у них знаний, умений, освоенных ими способов действий в той или иной области. Причем чаще всего характер проблемы характеризуют как открытый, что означает отсутствие единого однозначного решения для данной ситуации. Достаточно проблематичной и неопределенной на сегодняшний день является проблема взаимодействия между так называемыми ключевыми (метапредметными), общепредметными и предметными компетентностями ученика. Ясно, что метапредметная компетентность и общепредметные её составляющие проявляются (актуализируются) через предметные компетенции и компетентности обучающегося с учетом его индивидуально-личностного компонента.

При опоре на Стратегию модернизации российского образования [2], Концепцию профильного обучения в старшей школе [3], ряд других нормативно-методических документов [4], нами разработан один из возможных вариантов конкретизации понятия «предметных компетентностей» для школьной физики.

Выделены три группы предметных компетентностей: теоретические, экспериментальные и теоретико-экспериментальные. К первой группе отнесены следующие: «знание / понимание смысла физических понятий»; «знание / понимание смысла физических величин»; «знание / понимание смысла физических законов, принципов, постулатов»; «знание / понимание смысла физических теорий»; «умение описывать и объяснять физические явления и свойства тел»; «умение осуществлять самостоятельный поиск естественнонаучной информации». Вторую группу образуют «способность к выявлению эмпирических зависимостей на основе измерений»; «умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерений физических величин»; «умение представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков». Группу теоретико-экспериментальных компетентностей составляют «способность к применению знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни» и «способность к решению физических задач с применением метода моделирования».

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100