Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

А.Н. Новосёлова
К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИЯХ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Артемовский институт Дальневосточного государственного университета.

Языческие образы «Слова» обладают не просто определённой цельностью. Через эти образы автор вводит повествование о неудачном походе в широкий исторический контекст. Д.С. Лихачёв отмечал, что «прошлое – это как бы фон, на котором развиваются события настоящего и создаётся историческая глубина, - необходимое условие для осознания современности как эстетически ценной, достойной прославления». Автор «Слова» прибегает к языческой мифологии с целью эстетизации своего повествования. Мифологическая система вышла из этапа верований и перешла в этап художественного мышления. Автор свивал «обаполы своего времени так, как в фольклоре» «вершочки с вершочками свивалися, потоки с потоками срасталися». Таким образом, создавая образ времени, автор использует и устно-поэтическую лексику, и фольклорные образы. Временная эстетизация видна и в образе предков, т.к. язычество – это вера дедов, и уже, поэтому автор считает её эстетически ценной. Характерной особенностью мифологического времени является его качественная неодинаковость. Время для древнерусского человека – последовательность стадий, каждая из которых обладает собственной ценностью и важностью. Любой момент времени наделён определённой сакральностью. Линейная модель времени была воспринята христианством как представление о неизбежном течении времени. Время воспринималось древнерусским человеком как своего рода пространство. Прошлое и будущее при таком восприятии существует всегда, но лежат вне поля зрения. В «Слове» же автор «свивает» вслед за Бояном «оба полы времени», т.е. можно уже говорить об отходе от языческого мировоззрения, таким образом, подтверждается точка зрения о христианском мировоззрении автора и восприятии языческих божеств лишь как одной из эстетических категорий. ХII век – это время смены мифологизированного сознания на новую религиозно-эстетическую систему. Но связь с прошлым очень прочна. Она выражается в неизменном интересе к прошлым событиям, а прошлое воспринималось как конкретная цель поколений, что придавало большое значение генеалогии. Н. Демкова отмечала связь пути Игоря с мотивом смерти - жизни в волшебной сказке.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100