Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

А.И. Стерелюхин, В.А. Федоров
О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Решение задач на уроках физики является важнейшей составной частью учебного процесса и одним из основных методов обучения. В процессе решения задач учитель имеет возможность познакомить учащихся с важнейшими положениями методологии научного познания, общенаучными методами, совершенствовать методологические знания школьников, их исследовательские умения и навыки.

Решение экспериментальных задач и выполнение экспериментального задания позволяют показать учащимся применение в учебной практике таких методов как эксперимент, наблюдение описание наблюдаемых явлений обучить школьников правилам процедуры измерения физических величин. По мере изучения школьного курса физики учащихся знакомят с основными этапами экспериментального метода, что позволяет все более осознано применять этот метод в различных исследовательских ситуациях, не только при решении разнообразных экспериментальных задач, но и в своей учебной деятельности по усвоению теоретического материала. Определение структуры (основных этапов) экспериментального метода познания позволяет учащимся более осознанно изучать фундаментальные эксперименты в физике, воспринимать последовательность действий исследователей-ученых, понимать задачи стоящие на каждом этапе проведения эксперимента, следить за обоснованность выводов, сделанных на каждом этапе и при выполнении эксперимента в целом.

Ряд задач, которые учащиеся анализируют и решают в классе, позволяют конкретизировать ход исторических экспериментов, уточнить основные идеи экспериментов, увидеть противоречия во взглядах ученых на природу изучаемых исследований. К таким задачам относятся, например, задача №616 [1]. В прошлом столетии над вопросом обращения газов в жидкое состояние работали английский ученый Фарадей и немецкий ученый Наттерер. Ни тот ни другой не смогли обратить в жидкость ряд газов, в том числе водород, кислород и азот, хотя сжимали их, доводя давление до 300 МПа, и охлаждали до -100?С. Фарадей предполагал, что для их сжижения необходимо добиться более сильного охлаждения. Наттерер же полагал, что причиной неудачи является невозможность создать более высокие давления. Кто из них оказался прав?

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100